06. УЧЕНИКИ БЕЗ УЧИТЕЛЕЙ: Цвет и звук
Ученики без учителей: Цвет и звук
Легенда (лат. Legende – летопись) утверждает, что изобретателем музыки является Фу-си (3.000 лет до н.э.), который видел в этом средство осуществить гармонию между Человеком, Небом и Землей.
Желтый император, Хуан ди, дал названия нотам и нашел их соотношение с основным тоном. Легенда говорит, что он направил посланца Лин-Луня по империи, чтобы найти разновидность бамбука, способного производить "Желтую ноту – ноту Земли", которая могла бы служить в качестве опорной. Лин-Лун вернулся с бамбуковой трубой, воспроизводящей опорную ноту. Опираясь на эту ноту, была создана "флейта Ти" на пять нот. Хуан ди, предполагаемый автор "библии" древнекитайской медицины, всегда путешествовал в сопровождении двух повозок, одна везла буссоль, а другая – флейту. Таким образом, мы имеем солидную опору в легендарной традиции на пентатоническую гамму.
Традиционная китайская музыка не образуется из нот, которые используются на Западе, и которые определяются по частоте. Китайская музыка образуется из интервалов, т.е. из разности частот (высоты) между двумя нотами.
Желтому императору нужно было пять интервалов, которые могли бы соответствовать пяти первоэлементам концепции "У-Син". В распоряжении Хуан ди имелась лишь одна труба неопределенной длины, которая давала опорную ноту. Исходя из опорной ноты и из длины трубы, вырезают другие трубы, производящие другие четыре ноты.
Возникает три проблемы.
Первая проблема - какие длины должны иметь эти четыре трубы?
Искомые ноты должны соответствовать концепции "У-Син". Было замечено, что по отношению к трубе опорной ноты другая труба вдвое более короткая, дает ту же ноту, но более высокой октавы. А ведь 10 (10 Небесных стволов) – это удвоенное пять. Поскольку между 5 и 10 имеется только четыре числа, то проблема была решена.
Вторая проблема – изготовленные трубы мало отличались друг от друга по размерам, отсюда правильность звучания нот оставляла желать лучшего. Чтобы получить высокую правильность звучания нот, необходимо было увеличить длины труб. При этом был выбран множитель 23 = 8! (Удвоение объема) Увеличенные таким образом длины труб дают в сумме 360 – число градусов окружности, и более правильное звучание!
Третьей проблемой, требующей разрешения, было – соответствие интервалов пяти первоэлементам. Здесь Хуан ди отошел от общепринятого порядка, устанавливаемого Законом эволюции (Дерево, Огонь, Земля, Металл, Вода).
Хуан ди обратился к более древнему протокитайскому источнику "Хонг Фан" ("Великий Закон"). В соответствии с этим каноном взаимосвязь "Небо- Человек- Земля" трактуется от Человека!
"Я" стоит на Земле, внизу – Вода, сверху – Огонь-Небо. Между этими плоскостями "Я" проходит цикл развития (Дерево) и цикл разрушения (Металл) и все это по отношению к неподвижной тверди (Земля)!
Таким образом, в соответствии с "Великим Законом" имеем следующий порядок нот и Первоэлементов (снизу вверх): Земля, Вода, Огонь, Дерево, Металл, Земля.
ИНТЕРВАЛЫ ПЕНТАТОНИКИ | |||||
№ |
ДЛИНА ТРУБЫ |
ИНТЕРВАЛ |
НОТА |
ЭЛЕМЕНТ | |
Начальн. |
Н* 8 | ||||
1 |
10 |
80 |
ТОНИКА |
КУНГ (КОНГ) |
ЗЕМЛЯ |
2 |
9 |
72 |
СЕКУНДА |
ШАНГ (ЧАНГ) |
МЕТАЛЛ |
3 |
8 |
64 |
ТЕРЦИЯ |
ЧИО (ТЧИО) |
ДЕРЕВО |
4 |
7 |
56 |
КВИНТА |
ЦИ (ТЧЕНГ) |
ОГОНЬ |
5 |
6 |
48 |
СЕКСТА |
ИУ (ИЮ) |
ВОДА |
6 |
5 |
40 |
ОКТАВА |
КУНГ (КОНГ) |
ЗЕМЛЯ |
|
∑ = 45 |
=360 |
|
КРУГОВАЯ ДИАГРАММА ИНТЕРВАЛОВ ПЕНТАТОНИКИ
Еще раз обращаю внимание читателя на факт "привязки" петатоники к мировоззрению древних, к основным постулатам биоритмологии. Главным была активность воздействия петатоники на физиологию человека за счет резонансных взаимодействий, мелодичность в расчет не шла. Древнекитайская музыка напоминает микстуру, которая может быть не очень вкусной, но весьма полезной. Возможно, по этой причине до нас не дошли сочинения древних Моцартов?
Сравнительный анализ относительных интервалов современной западной музыки и пентатоники | ||||||||
ЗАПАДНАЯ МУЗЫКА |
ПЕНТАТОНИКА | |||||||
№ |
ИНТЕРВАЛ |
ЗНАЧЕН. |
ФОРМУЛА |
№ |
ИНТЕРВАЛ |
ЗНАЧЕН. |
ФОРМУЛА |
Форм. коррекц. |
1 |
ТОНИКА |
1.00 |
11/3 |
1 |
ТОНИКА |
1.00 |
80/80 |
|
------------------ |
----- |
------ |
2 |
СЕКУНДА |
1.11 |
80/72 |
21/7 =1.10 | |
2 |
Б. ТЕРЦИЯ |
1.26 |
21/3 |
3 |
ТЕРЦИЯ |
1.25 |
80/64 |
------------- |
3 |
М. КВИНТА |
1.44 |
31/3 |
4 |
КВИНТА |
1.43 |
80/56 |
------------- |
4 |
М. СЕКСТА |
1.59 |
41/3 |
---------------- |
------ |
------- |
------------- | |
5 |
Ув.СЕКСТА |
1.71 |
51/3 |
5 |
СЕКСТА |
1.67 |
80/48 |
4.51/3 =1.65 |
6 |
М.СЕПТИМА |
1.82 |
61/3 |
---------------- |
------ |
-------- |
------------- | |
7 |
Умен.ОКТАВА |
1.91 |
71/3 |
---------------- |
------ |
-------- |
------------ | |
8 |
ОКТАВА |
2.00 |
81/3 |
6 |
ОКТАВА |
2.00 |
80/40 |
------------- |
В таблице приведены результаты сравнительного анализа значений относительных интервалов современной музыки и традиционной древнекитайской пентатоники. Сравнительный анализ показывает, что древнекитайская музыка может быть "переведена" на современный западный лад исключительно за счет интервалов, откуда следует, что все попытки имитировать древнекитайскую музыку за счет использования западных нот (как пытаются наши исследователи, например, М.В. Вогралик- младший) – обречены на провал. При этом, интервалы "тоника", "терция", "квинта" и "октава" еще могут быть рассчитаны по формулам западной гаммы, а для "секунды" и "сексты" требуется определенная корректировка этих формул.
Все выше изложенное объясняет многочисленные попытки лечения с помощью различных мелодий. Мы пытаемся вспомнить то, что на древнем Востоке было обыденностью. Европейская музыка, основанная на пифагорейском музыкальном ряду, только частично совпадает с пентатоникой, следовательно, рецепт "микстуры" не точен, не тот и результат.