ЭХНАТОН
На рубеже 15 - 14 веков до н. э. в Египте царствовал фараон, который первым из правителей, задумался над тем, почему люди поклоняются многим богам. Это был фараон 18-й династии Аменофис IV, сын Аменофиса III и Тий (Тейе). Он родился в 1378 году до н.э.
Отцом фараона-реформатора был фараон-солнце Аменхотепа III и "великая царская супруга" Тейе, неординарный ум, властность и мудрость которой были "притчей во языцах" на всем древнем Востоке. В одном из дипломатических писем, написанного клинописью на глиняной табличке царем государства Митанни, располагавшегося в Малой Азии, фараону Аменхотепу IV говорится: "Все, о чем говорил я твоему отцу, известно матери твоей Тейе. Никто другой не знает этого, и ты можешь об этом спросить свою мать…" К одному из праздников Аменхотеп III подарил жене воистину царский подарок: потрясающую красотой и богатством летнюю резиденцию - дворец Малькатта, рядом с которым находилось огромное искусственное озеро, засаженное лотосами, с ладьей для прогулок царицы. Удостаивавшаяся почестей, недоступных другим египетским царицам, Тейе была обожествлена еще при жизни и оказывала колоссальное влияние на супруга и детей. Исторические источники рассказывают, что Тийе, была семитского происхождения и её отец, который оказался административным служащим на очень высокой должности был приближен к себе фараоном Египта благодаря особым деловым качествам и дару предвидения. Тийе очень почитала своих родителей и после их смерти мумифицировала их тела и похоронила в Долине Царей со всей подобающей роскошью.
После смерти Аменхотепа III, некоторое время трон занимала Тийе, до тех пор, пока в Фивы не вернулся её сын Эхнатон, гуда как утверждают, он был сослан своим отцом, который не хотел видеть на троне потомка человека нецарских кровей, да ещё семитского происхождения. Красавица Нефертити стала супругой царя Аменхотепа IV, когда ему исполнилось 9 лет. Для Эхнатона такая женитьба давала открытую дорогу на египетский трон. Нефертити была дочерью Аменхотепа III от другой женщины, предположительно кормилицы Тии, жене придворного Эйе. Младшая сестра Нефертити называла Тию матерью. Юность Нефертити прошла в Фивах - блестящей столице Египта эпохи Нового царства (XVI-XI вв. до н.э.) Грандиозные храмы богов соседствовали здесь с роскошными дворцами, домами знати, садами редкостных деревьев и искусственными озерами. В лазуритовое небо вонзались золоченые иглы обелисков, вершины расписных башен-пилонов и колоссальные статуи царей. Сквозь пышную зелень тамарисков, сикомор и финиковых пальм проглядывали аллеи сфинксов, соединяющие храмы и выложенные бирюзово-зелеными фаянсовыми плитками оконные проемы богатых домов. Египет был в апогее своего расцвета. Покоренные народы Сиро-Палестины везли сюда, в Фивы, бесчисленные сосуды с вином, кожи, столь любимый египтянами лазурит и произведения ремесла; из далеких областей Африки шли караваны, нагруженные слоновой костью, черным деревом, благовониями и золотом… бесчисленным золотом, которым так славился Египет в древности. В обиходе были тончайшие ткани из гофрированного льна, пышные, потрясающие своим разнообразием парики, богатые украшения и бесценные умащения.
Глубоко размышляя, читая священные книги, юный фараон пришел убеждению, что бог един. Он повелел подданным молиться единому богу Атону. Символом его был провозглашен золотой диск солнца. Лучи солнечного диска Атона достигали |земли. Каждый луч солнца заканчивался ладошкой, ласково гладившей людей.
Фараон сменил свое имя и в честь бога Атона стал называться Эхнатоном, что означало "угодный Атону". Фараон перенес столицу страны в специально построенный город Ахетатон - Горизонт Атона", куда и переехал вместе со своей женой, Нефертити (сводной сестрой).
В Египте волей фараона начинают истребляться человекоподобные и звероподобные фигуры богов, ликвидируется древняя система, в которой каждая область Египта и каждый ном имели свою систему божеств, был установлен культ единого бога.
Во времена царствования Эхнатона поклонялись Атону и приносили ему жертвы во дворах открытых храмов, молитвы обращали непосредственно к самому "диску". Изображения Атона на рельефах стел с культовыми ритуалами не связаны. Храмы Единого Бога имели вид обнесённых каменной оградой открытых дворов с длинными рядами жертвенников по обе стороны от входа. Вход, как правило, был ориентирован на восток (за исключением храма "Проводы Атона на покой", вход которого был обращен на запад). Первый из устоев новой религии- любовь к "земной" жизни. Культ земной жизни хотя и не был прямо противопоставлен загробному культу, но явно над ним возобладал. На ахетатонских стелах, на стенных росписях Ахетатонского дворца - всюду изображается любовь Эхнатона и Нефертити, их родительская нежность к дочерям. В ахетатонском искусстве впервые в истории Египта появляется пейзаж, прославляется красота природы. Многие залы дворца были расписаны в "пейзажном" стиле: по полу вьётся тропинка, боковые стены - заросли камыша, выше - небо, по которому летают птицы. Вера в загробную жизнь в период атонизма не была связана с культом Осириса. Солнцепоклонники считали, что душа умершего проводит день среди живых людей, а ночью уходит на покой.
Одной из центральных заслуг Эхнатона, явилось то, что он начал проводить реализм в искусстве. Жёсткие, формальные структуры творчества были заменены на лёгкие и живые картины и скульптуры, полные чувства, нежности и любви. Яркий, но недолгий период царствования фараона реформатора принято условно обозначать как «амарнский период», а в искусстве — как амарнский стиль.
Город Ахетатон, открытый археологами в конце XIX в., строился из сырцового (необожжённого) кирпича в короткие сроки. Город пересекала главная улица; в центре его находились Большой дворец и храм Атона. В храме вместо традиционных колоннад располагались большие, открытые солнцу дворы с жертвенниками. Парадную и жилую части Большого дворца соединял крытый висячий переход с «окном явлений», в котором по торжественным дням фараон представал перед своими подданными. Дворец украшали статуи Эхнатона, многоцветные росписи, рельефы с инкрустацией и по золотой. Особенно хороши были красочные росписи полов в царских жилых помещениях. Они изображали бассейны с плавающими рыбами, заросли лотоса, цветущих растений. В зарослях летали птицы, порхали бабочки.
Эхнатон был пацифистом, он не вёл войн, но сочинял гимны и молитвы. Он был мистиком и объединил различные школы мистерий, существовавшие в Египте со времён Тутмоса III.
На двенадцатом году правления Эхнатона и Нефертити скончалась вторая дочь, принцесса Макетатон. Вскоре скончалась и царица-мать Тейе.
Именно с этого момента все внимание Эхнатона сосредоточено на женщине по имени Кийа, а о Нефертити больше не упоминается. На изображениях пиров Кийа, практически ставшая соправителем, иногда показана в короне царя! Вероятно, Кийа была матерью принцев Сменхкара и Тутанхатона (Тутанхамона), ставших мужьями старших дочерей Эхнатона и Нефертити (своих сводных сестёр). Однако триумф Кийи, родившей царю сыновей, был недолог. Она исчезает на шестнадцатом году правления супруга.
Тучи сгущаются над Эхнатоном ,ему остаётся умереть или бежать. Моисей под защитой семитских племён готов покинуть Египет. Существует удивительное, дословное сходство между одним из псалмов Ветхого завета и гимном Солнцу, Эхнатона.
Мы можем сказать, что эта версия ошибочна, только когда будет обнаружена мумия Эхнатона. Справедливости ради, надо сказать, что существует версия, что Эхнатон добровольно расстался с жизнью, в результате ритуала развоплощения.
Неизвестно, как закончила дни сама Нефертити. Ее мумия не найдена.
Придя к власти, старшая дочь Нефертити - Меритатон, тотально уничтожила не только изображения, но и практически все упоминания о ненавистной обитательнице Мару-Атона, заменив их своими собственными изображениями и именами. С точки зрения древнеегипетской традиции, подобный акт был самым страшным проклятием, какое можно было осуществить: не только имя умершего стиралось из памяти потомков, но и его душа лишалась благополучия в жизни загробной.
Новая религия, по сути, просуществовало лишь до окончания царствования Аменхотепа IV (1350, по другим источникам 1358 г. до н.э., когда фараон-реформатор исчез, предположительно умер, в возрасте около 28-37 лет). У Эхнатона и Нефертити были только дочери, их было шесть. Поэтому приемником стал муж одной из дочерей, который умер несколько месяцев спустя (отравлен?). Его приемником стал Тутатхамон, мальчик 7 (12) лет. Под влиянием фиванской знати Тутанхатон возрождает культы традиционных богов и покидает столицу своего отца, изменив имя на "Тутанхамон" - "Живое подобие Амона" вместе с третьей дочерью Нефертити. Религиозная реформа рухнула и исчезла, как мираж пустыни. Столицу перенесли обратно в Фивы и начали восстанавливать Карнакский храмовый комплекс Амона-Ра, немало пострадавший в годы солнцепоклонничества (в частности, из этого храма брали камень для нужд ахетатонского строительства). При фараоне Тутанхамоне изображения царственной четы - Эхнатона и Нефертити - повсеместно уничтожаются.
Супруги-дети процарствовали всего шесть лет. Тутанхамон погибает при загадочных обстоятельствах. Анхесенамон, молодая девушка, воспитанная в неге и роскоши дворцов Ахетатона, вдруг решается на невероятный для египетской царицы шаг. В архиве города Хаттусы, столицы государства Хатти, на территории которого сейчас находится Турция, сохранилось письмо дочери Нефертити, написанное царю этой далекой страны: "…Мой муж умер. Слышала я, что у тебя есть взрослые сыновья. Пришли мне одного из них. Я выйду за него замуж, и он станет владыкой Египта". Анхесенамон помешало время. Спустя многие месяцы, царь Хатти согласился с беспрецедентным предложением египетской царицы и послал сына. Хеттский принц Заннанза был убит по дороге к своей призрачной будущей супруге, став причиной отнюдь не торжества, но египто-хеттской войны, которую остановила лишь страшная эпидемия чумы, разразившаяся в хеттском войске.
Имя Анхесенамон исчезает из истории, а престол Тутанхамона унаследовал уже немолоджой Эйе, муж кормилицы Тии, занимавший в это время важнейшие государственные посты. Существует версия, что он принудил Анхесенамон стать его женой, а затем избавился от неё. Возможно, косвенное последнее упоминание о Анхесенамон, самое трогательное из всех, было обнаружено в 1922 году при раскопках знаменитой гробницы Тутанхамона: змея и коршун - символы царской власти на лбу одного из золотых саркофагов царя были оплетены маленьким скромным венком из полевых васильков…
Со смерью Эйе, фараоном становится Хоремхеба, муж Мутноджемет, младшей сестры Нефертити. Удивительно, с Мутноджемет повторилась история Нефертити: царица тщетно пыталась родить фараону сына-наследника. Однако вырождение царского дома было налицо. Тело Мутноджемет, было обнаружено вместе с мертворожденным ребенком; супруга Хоремхеба скончалась при тринадцатой (!) попытке родить наследника престола.
В 1907 году в Фивах, в Долине царей, некрополе, где нашли свой последний приют величайшие владыки Египта, экспедицией археолога Айртона было сделано загадочное открытие. Каменные ступеньки вели в крохотную гробницу. Женский саркофаг, валявшийся на полу грубо вырубленной в скале комнаты, был частично открыт с одного бока. Над ним в нише стояли четыре канопы - сосуды для внутренностей, выполненные из сливочно-желтого алебастра. Маска саркофага была уничтожена, имена в надписях на нем - вырезаны. Рядом с саркофагом блистали золотом остатки погребального паланкина царицы Тейе, матери Эхнатона. Внутри саркофага находилась мумия молодого мужчины. Находка стала поводом для нескончаемой дискуссии. Сегодня можно с уверенностью утверждать, что тело, погребенное в гробнице принадлежало Сменхкара. Для кого же был приготовлен саркофаг? Кто была та женщина, чье красивое, несколько жестокое лицо с таким мастерством запечатлел на крышках каноп неизвестный скульптор? Кропотливые многолетние исследования показали, что первоначальной обладательницей сосудов была Кийа. Тело несчастной было выкинуто из саркофага, переделанного и использованного для погребения ее сына.
Эхнатон - первым в мире решил ввести общегосударственную религию, которая очень напоминает обычный монотеизм. То возмущение, которое Эхнатон произвёл в общественной жизни Египта совершенно не сравнимо ни с чем подобным в истории Древнего Мира. С другой стороны, возникновение и формулировка основных принципов, которые легли в основу для создания Ветхого Завета, впоследствии ставшие также основой для Христианства и Ислама началось с творчества и жизнедеятельности Моисея.
Существует версия о наличии тождества между Эхнатоном и Моисеем. Признано, что Моисей был египтянином, хотя бы на половину. После того, как Эхнатон потерпел поражение в проведении своей реформы в Египте, он мог продолжить свою деятельность среди семитских племён на аравийском полуострове. Кстати, мумия Эхнатона так и не была найдена…
Даже если гипотеза и не состоятельна, то несомненно, что именно деятельность Эхнатона позволила Моисею сформулировать концепцию ортодоксального монотеизма и возможно без того, что сделал Эхнатон, формулирование нового мировоззрения было бы просто невозможно.
Есть и другая версия: приёмным отцом у Моисея был сам Эхнатон. У Нефертити и Эхнатона не было сына, и возможно это могло сыграть определённую роль в усыновлении Моисея.
Другой идеей может быть, что просто Моисей был простым жителем "Города Солнца", а впоследствии стал играть роль аналогичную например Лжедмитрию I, то есть выдавать себя за чудесным образом спасшегося принца Египта, который на самом деле защищает интересы семитских племён.
Приведённые версии призваны объяснить удивительное сходство, о котором говорилось ранее.