Что такое йога
Наверное, в мире нет ни одного более или менее образованного человека, который не слышал бы о йоге. Однако предложите дать определение того, что же такое йога, и вы получите огромный диапазон разнообразных и, как правило, противоречивых мнений: от "индийской гимнастики" до "религиозно-философского учения", от "факиризма" до "системы духовного самосовершенствования", от "реликта древних цивилизаций" до "подарка внеземного разума"... Андрей Сафронов
Что такое Йога?
(отрывок из книги "Йога: физиология, психосоматика, биоэнергетика", 2005)
Наверное, в мире нет ни одного более или менее образованного человека, который не слышал бы о йоге. Однако предложите дать определение того, что же такое йога, и вы получите огромный диапазон разнообразных и, как правило, противоречивых мнений: от "индийской гимнастики" до "религиозно-философского учения", от "факиризма" до "системы духовного самосовершенствования", от "реликта древних цивилизаций" до "подарка внеземного разума". Более "грамотный" собеседник может еще вспомнить, что, вообще говоря, существует еще буддийская йога (менее грамотный может вообще перепутать буддизм с йогой), даосская йога и т.д. В разговоре о йоге неизбежно выплывет также слово "тантра", которую малограмотный собеседник может обозвать йогой секса.
Что же такое йога? Является ли она чисто индийским феноменом или, как считают некоторые, пронизывает разные мировые традиции? Насколько древним является это учение? Передается ли оно в каноническом виде "с древних времен" или это динамически развивающаяся система? А может быть, это вообще реконструированная традиция, подобная "классическому" индийскому танцу Бхарат-натьяму, изобретенному лишь в 19 веке, или "звериным" стилям кун-фу, придуманным Пекинским институтом физкультуры? Насколько обоснованными являются термины "китайская", "русская" или "современная" йога? Религия ли йога, в конце концов? И если нет, то почему их так часто путают? Попытаемся дать предварительные ответы на эти вопросы.
Во всех культурах и религиозных традициях существовали специфические системы, используемые лишь ограниченным числом адептов и носящие преимущественно прикладной характер. Такие системы называются "эзотерическими". В качестве примеров таких систем можно назвать суфизм внутри ислама, исихазм внутри православия, нейдан внутри даосизма, духовные упражнения Игнатия Лойолы в католицизме и т.д. Эзотерические системы скрываются в недрах религий, однако принципиально отличны от них. Прежде всего тем, что они - не религии. Действительно, особенность эзотерических систем и одновременно причина их "закрытости" состоит в том, что, в отличие от собственно религии, эзотерические системы в высшей степени практичны. Можно даже сказать, прагматичны. Эзотерические системы, как и религии, ставят перед собой цель: осознанное самоизменение личности; однако, в отличие от последних, предлагают конкретный воспроизводимый набор методов для такого изменения. Основой для указанных изменений являются измененные состояния сознания, но в отличие от измененных состояний сознания, достигаемых последователями многих религий, изменения личности, к которым стремятся последователи эзотерических систем, носят устойчивый характер.
Сравнивая цели эзотерических систем с целями и ценностями религий, в рамках которых они существовали, можно заметить принципиальные, хотя и не афишируемые отличия.
Вероятно, читатель уже догадался, к чему я клоню. Да, йога - это эзотерическая система внутри индийской традиции. Только ли индийской? Существует ли связь между различными эзотерическими системами? Являются ли различные эзотерические традиции независимыми или они произошли друг от друга? Или от некоторой более древней, но не известной системы? А может, этой более древней системой как раз и была йога? Ведь исторически она древнее всех остальных эзотерических систем? Действительно, сравнивая практики разных эзотерических систем, невозможно не заметить множество аналогий. Например, читая одного из классиков исихазма - Григория Паламу, рекомендовавшего вдыхать "красный воздух" одной ноздрей, а "синий" - другой, любой мало-мальски знакомый с йогой читатель воскликнет: "Да ведь это же анулома вилома! И про Иду и Пингалу они знали". Кажется, что налицо явное заимствование. Однако так ли это? Возможно, дело в общности объекта воздействия - человека и его психики? И различные эзотерические системы приходили к одинаковым техникам, потому что это были наиболее эффективные методы? Попытавшись исследовать историю йоги, мы столкнемся с несколькими затруднениями. Хотя термины "йога", "йогин" встречаются уже в Махабхарате и явно уходят своей древностью в доведический период, деятельность, обозначавшаяся этим словом, зачастую сильно отличалась от того, что мы называем йогой сейчас. Более того, уже в те времена можно отследить различие во мнениях о том, что же такое йога. Не вызывало разночтений только то, что: а) йога - это система методов, и б) йога - это тайная (эзотерическая) система. Анализируя древнейшие источники, можно найти указания и на общую цель йоги, которая заключалась в изменении онтологического статуса практикующего в мире. Окинув взором другие эзотерические системы, мы без труда увидим, что они ставят такую же задачу. Даосы выращивают духовный зародыш, исихасты стремятся к достижению "чина ангельского при жизни", буддисты ищут просветления и т.д. Заимствование? Или опять общность объекта?
Можно попытаться проследить историю формирования йоги. Найти арийские и дравидийские корни, найти параллели с шаманскими практиками, культами женского начала, первобытной магией и т.д. Можно (хотя это выходит за рамки данной статьи) проследить происхождение йоги от доисторических цивилизаций. Это интересно и поучительно. Но, вероятно, читатель уже почувствовал мое отношение к теме. Мы все равно не сможем ответить на все вопросы с исторической точностью, но это и не важно. Самое главное, надеюсь, мы уже почувствовали - ИДЕЯ ПУТИ, ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ - АРХЕТИПИЧНА. Она, так или иначе, попадет в любую традицию - будь это первобытная культура, религиозная система или материалистическая советская культура. Единство йоги надо искать не в деталях и исторических ссылках. ЙОГА ЕДИНА В ДУХЕ. Именно поэтому, несмотря на гонения, она по-прежнему существует, пережив большую часть своих "гонителей".
Существует ли прямая непрерывная преемственность йоги? Правомерно ли говорить о "классической" йоге? Думаю, нет. От такой постановки вопроса так и веет детством, верой в мудрых взрослых дядь, которые старше и поэтому мудрее, они знают ответы на все вопросы и надо только их хорошо попросить. Не говоря уже о философской несостоятельности такой точки зрения. Откуда это знание взяли "дяди"? Опять позовем на помощь внеземные силы? А они-то как придумали йогу?
Нет, в основании каждой эзотерической традиции стоят конкретные люди, которые, совершив невероятный акт духовного прозрения, взглянули выше остальных. Иногда их ученики продолжали дело учителей, забираясь еще выше, чаще пользовались учением или превращали его в культ. Многие великие учения выродились в религии. Увы, поклоняться проще, чем думать и творить.
Существует еще одна особенность эзотерического знания. Его передача невозможна в отрыве от обучения. Эзотерическое знание является "скрытым" не только потому, что его скрывают (хотя не будем кривить душой - его скрывают), но и потому, что для его постижения необходима радикальная перестройка человека. Эзотерическое знание нельзя ЗНАТЬ. Им можно только ЖИТЬ. В противном случае, оно утрачивает всякий смысл. Понимание каждой следующей ступени возможно только после прохождение предыдущей и является не актом познания, а личным мистическим опытом. Эзотерическое знание нельзя передать в виде свитков или табличек. Необходима живая преемственность. Необходимо желание и терпение Учителя зажечь огонь духа в Ученике и готовность Ученика стать со-творцом самого себя. В китайской боевой традиции есть высказывание: "Нет стиля - есть личная техника Мастера". Перефразируя эту сентенцию, можно сказать: нет классической йоги - есть личная йога Учителя. Которая работает в его руках, помогая ученикам изменяться и строить свою собственную йогу. И которая перестает быть йогой-методом, будучи канонизированной. Эзотерическое Учение неотделимо от своего Носителя или Учителя. А эффективность и правильность Учения может проверить только Жизнь.
Менялись ли цели и методы йоги на протяжении истории ее существования? Ответ на этот вопрос с очевидностью вытекает из сказанного выше. Постоянно. Хотя и в деталях. Разные эпохи, разные люди требуют разных слов и методик. Но основная задача, сформулированная выше, всегда проглядывалась. Хотя изменение статуса может быть тоже различным. Уровни Учителей тоже могли быть различны.
Итак, ЙОГА - НЕ РЕЛИГИЯ. Жизнь "здесь-и-сейчас" для йога также важна, как и поставленные им духовные задачи. Поэтому кроме Большой йоги, ведущей к своим высшим целям, всегда существовала Малая йога - система методов (опять-таки МЕТОДОВ), направленная на улучшение жизни: здоровья, благосостояния, эмоционального состояния. Причем практика Малой йоги не является отходом от Духовного Пути, напротив, она ее абсолютно необходимый элемент.
ЙОГА - НЕ ПРАКТИКА АСКЕТИЗМА. Для того чтобы гармонично существовать и творить, надо любить жизнь. Хотя элементы аскетических практик могут быть использованы как метод.
ЙОГА - НЕ ФИЛОСОФИЯ, но она имеет философские основания и методы, основанные на философской практике. На протяжении истории йога многократно меняла свои философии (во множественном числе), объясняя разными словами одни и те же практики.
ЙОГА - НЕ ЭТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА. Любая этическая СИСТЕМА порождена в конечном итоге религиозным способом восприятия мира, страхом перед наказанием, высшими силами и т.д. В йоге есть правила (например, яма), которые по неразумению можно принять за этические, однако суть их принципиально иная. Йог следует этим правилам не из страха перед наказанием, а как наиболее прагматичному выбору, позволяющему в максимальной степени экономить энергию. На более высоких ступенях правила вообще уходят, оставляя место ПРИНЦИПАМ.
Именно постижение ПРИНЦИПОВ и является основной познавательной задачей йоги.
------------------------------
Андрей Сафронов.
Эзотерик, философ, целитель. Кандидат физико-математических наук. Президент Украинской федерации йоги. Автор более 70-ти научных трудов, двух монографий: «Психология религии» и «Религиозные психопрактики в истории культуры»; более десятка книг по йоге: «Психологическое айкидо», «Открытие чакральной системы», «Чакральная психодиагностика», «Основы целительства» и др., популярных статей. Практикует йогу с 1985 года. Активно занимается педагогической и целительской деятельностью с 1989. В настоящее время руководит деятельностью Украинской федерации йоги, проводит обучение в группах йоги, а также тренинги и семинары продвинутого уровня по различным аспектам йоги и эзотерики.
Что такое Йога?
(отрывок из книги "Йога: физиология, психосоматика, биоэнергетика", 2005)
Наверное, в мире нет ни одного более или менее образованного человека, который не слышал бы о йоге. Однако предложите дать определение того, что же такое йога, и вы получите огромный диапазон разнообразных и, как правило, противоречивых мнений: от "индийской гимнастики" до "религиозно-философского учения", от "факиризма" до "системы духовного самосовершенствования", от "реликта древних цивилизаций" до "подарка внеземного разума". Более "грамотный" собеседник может еще вспомнить, что, вообще говоря, существует еще буддийская йога (менее грамотный может вообще перепутать буддизм с йогой), даосская йога и т.д. В разговоре о йоге неизбежно выплывет также слово "тантра", которую малограмотный собеседник может обозвать йогой секса.
Что же такое йога? Является ли она чисто индийским феноменом или, как считают некоторые, пронизывает разные мировые традиции? Насколько древним является это учение? Передается ли оно в каноническом виде "с древних времен" или это динамически развивающаяся система? А может быть, это вообще реконструированная традиция, подобная "классическому" индийскому танцу Бхарат-натьяму, изобретенному лишь в 19 веке, или "звериным" стилям кун-фу, придуманным Пекинским институтом физкультуры? Насколько обоснованными являются термины "китайская", "русская" или "современная" йога? Религия ли йога, в конце концов? И если нет, то почему их так часто путают? Попытаемся дать предварительные ответы на эти вопросы.
Во всех культурах и религиозных традициях существовали специфические системы, используемые лишь ограниченным числом адептов и носящие преимущественно прикладной характер. Такие системы называются "эзотерическими". В качестве примеров таких систем можно назвать суфизм внутри ислама, исихазм внутри православия, нейдан внутри даосизма, духовные упражнения Игнатия Лойолы в католицизме и т.д. Эзотерические системы скрываются в недрах религий, однако принципиально отличны от них. Прежде всего тем, что они - не религии. Действительно, особенность эзотерических систем и одновременно причина их "закрытости" состоит в том, что, в отличие от собственно религии, эзотерические системы в высшей степени практичны. Можно даже сказать, прагматичны. Эзотерические системы, как и религии, ставят перед собой цель: осознанное самоизменение личности; однако, в отличие от последних, предлагают конкретный воспроизводимый набор методов для такого изменения. Основой для указанных изменений являются измененные состояния сознания, но в отличие от измененных состояний сознания, достигаемых последователями многих религий, изменения личности, к которым стремятся последователи эзотерических систем, носят устойчивый характер.
Сравнивая цели эзотерических систем с целями и ценностями религий, в рамках которых они существовали, можно заметить принципиальные, хотя и не афишируемые отличия.
Вероятно, читатель уже догадался, к чему я клоню. Да, йога - это эзотерическая система внутри индийской традиции. Только ли индийской? Существует ли связь между различными эзотерическими системами? Являются ли различные эзотерические традиции независимыми или они произошли друг от друга? Или от некоторой более древней, но не известной системы? А может, этой более древней системой как раз и была йога? Ведь исторически она древнее всех остальных эзотерических систем? Действительно, сравнивая практики разных эзотерических систем, невозможно не заметить множество аналогий. Например, читая одного из классиков исихазма - Григория Паламу, рекомендовавшего вдыхать "красный воздух" одной ноздрей, а "синий" - другой, любой мало-мальски знакомый с йогой читатель воскликнет: "Да ведь это же анулома вилома! И про Иду и Пингалу они знали". Кажется, что налицо явное заимствование. Однако так ли это? Возможно, дело в общности объекта воздействия - человека и его психики? И различные эзотерические системы приходили к одинаковым техникам, потому что это были наиболее эффективные методы? Попытавшись исследовать историю йоги, мы столкнемся с несколькими затруднениями. Хотя термины "йога", "йогин" встречаются уже в Махабхарате и явно уходят своей древностью в доведический период, деятельность, обозначавшаяся этим словом, зачастую сильно отличалась от того, что мы называем йогой сейчас. Более того, уже в те времена можно отследить различие во мнениях о том, что же такое йога. Не вызывало разночтений только то, что: а) йога - это система методов, и б) йога - это тайная (эзотерическая) система. Анализируя древнейшие источники, можно найти указания и на общую цель йоги, которая заключалась в изменении онтологического статуса практикующего в мире. Окинув взором другие эзотерические системы, мы без труда увидим, что они ставят такую же задачу. Даосы выращивают духовный зародыш, исихасты стремятся к достижению "чина ангельского при жизни", буддисты ищут просветления и т.д. Заимствование? Или опять общность объекта?
Можно попытаться проследить историю формирования йоги. Найти арийские и дравидийские корни, найти параллели с шаманскими практиками, культами женского начала, первобытной магией и т.д. Можно (хотя это выходит за рамки данной статьи) проследить происхождение йоги от доисторических цивилизаций. Это интересно и поучительно. Но, вероятно, читатель уже почувствовал мое отношение к теме. Мы все равно не сможем ответить на все вопросы с исторической точностью, но это и не важно. Самое главное, надеюсь, мы уже почувствовали - ИДЕЯ ПУТИ, ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ - АРХЕТИПИЧНА. Она, так или иначе, попадет в любую традицию - будь это первобытная культура, религиозная система или материалистическая советская культура. Единство йоги надо искать не в деталях и исторических ссылках. ЙОГА ЕДИНА В ДУХЕ. Именно поэтому, несмотря на гонения, она по-прежнему существует, пережив большую часть своих "гонителей".
Существует ли прямая непрерывная преемственность йоги? Правомерно ли говорить о "классической" йоге? Думаю, нет. От такой постановки вопроса так и веет детством, верой в мудрых взрослых дядь, которые старше и поэтому мудрее, они знают ответы на все вопросы и надо только их хорошо попросить. Не говоря уже о философской несостоятельности такой точки зрения. Откуда это знание взяли "дяди"? Опять позовем на помощь внеземные силы? А они-то как придумали йогу?
Нет, в основании каждой эзотерической традиции стоят конкретные люди, которые, совершив невероятный акт духовного прозрения, взглянули выше остальных. Иногда их ученики продолжали дело учителей, забираясь еще выше, чаще пользовались учением или превращали его в культ. Многие великие учения выродились в религии. Увы, поклоняться проще, чем думать и творить.
Существует еще одна особенность эзотерического знания. Его передача невозможна в отрыве от обучения. Эзотерическое знание является "скрытым" не только потому, что его скрывают (хотя не будем кривить душой - его скрывают), но и потому, что для его постижения необходима радикальная перестройка человека. Эзотерическое знание нельзя ЗНАТЬ. Им можно только ЖИТЬ. В противном случае, оно утрачивает всякий смысл. Понимание каждой следующей ступени возможно только после прохождение предыдущей и является не актом познания, а личным мистическим опытом. Эзотерическое знание нельзя передать в виде свитков или табличек. Необходима живая преемственность. Необходимо желание и терпение Учителя зажечь огонь духа в Ученике и готовность Ученика стать со-творцом самого себя. В китайской боевой традиции есть высказывание: "Нет стиля - есть личная техника Мастера". Перефразируя эту сентенцию, можно сказать: нет классической йоги - есть личная йога Учителя. Которая работает в его руках, помогая ученикам изменяться и строить свою собственную йогу. И которая перестает быть йогой-методом, будучи канонизированной. Эзотерическое Учение неотделимо от своего Носителя или Учителя. А эффективность и правильность Учения может проверить только Жизнь.
Менялись ли цели и методы йоги на протяжении истории ее существования? Ответ на этот вопрос с очевидностью вытекает из сказанного выше. Постоянно. Хотя и в деталях. Разные эпохи, разные люди требуют разных слов и методик. Но основная задача, сформулированная выше, всегда проглядывалась. Хотя изменение статуса может быть тоже различным. Уровни Учителей тоже могли быть различны.
Итак, ЙОГА - НЕ РЕЛИГИЯ. Жизнь "здесь-и-сейчас" для йога также важна, как и поставленные им духовные задачи. Поэтому кроме Большой йоги, ведущей к своим высшим целям, всегда существовала Малая йога - система методов (опять-таки МЕТОДОВ), направленная на улучшение жизни: здоровья, благосостояния, эмоционального состояния. Причем практика Малой йоги не является отходом от Духовного Пути, напротив, она ее абсолютно необходимый элемент.
ЙОГА - НЕ ПРАКТИКА АСКЕТИЗМА. Для того чтобы гармонично существовать и творить, надо любить жизнь. Хотя элементы аскетических практик могут быть использованы как метод.
ЙОГА - НЕ ФИЛОСОФИЯ, но она имеет философские основания и методы, основанные на философской практике. На протяжении истории йога многократно меняла свои философии (во множественном числе), объясняя разными словами одни и те же практики.
ЙОГА - НЕ ЭТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА. Любая этическая СИСТЕМА порождена в конечном итоге религиозным способом восприятия мира, страхом перед наказанием, высшими силами и т.д. В йоге есть правила (например, яма), которые по неразумению можно принять за этические, однако суть их принципиально иная. Йог следует этим правилам не из страха перед наказанием, а как наиболее прагматичному выбору, позволяющему в максимальной степени экономить энергию. На более высоких ступенях правила вообще уходят, оставляя место ПРИНЦИПАМ.
Именно постижение ПРИНЦИПОВ и является основной познавательной задачей йоги.
------------------------------
Андрей Сафронов.
Эзотерик, философ, целитель. Кандидат физико-математических наук. Президент Украинской федерации йоги. Автор более 70-ти научных трудов, двух монографий: «Психология религии» и «Религиозные психопрактики в истории культуры»; более десятка книг по йоге: «Психологическое айкидо», «Открытие чакральной системы», «Чакральная психодиагностика», «Основы целительства» и др., популярных статей. Практикует йогу с 1985 года. Активно занимается педагогической и целительской деятельностью с 1989. В настоящее время руководит деятельностью Украинской федерации йоги, проводит обучение в группах йоги, а также тренинги и семинары продвинутого уровня по различным аспектам йоги и эзотерики.
Комментарии:
Похожие статьи:
29 сентября 2014, Понедельник
Христианство или New Age. Что выбрать?
15 октября 2009, Четверг
Бог. Земля. Человек.
26 июля 2006, Среда
Осознанные сновидения, В.И. Громов
01 августа 2007, Среда
Начальный курс оккультизма
24 декабря 2011, Суббота
Альтернатива монистической философии - Диалектический дуализм
16 июня 2006, Пятница
Восхождение йоги МАТАДЖАН
01 августа 2007, Среда
Восхождение