Живая Эзотерика » Статьи » Научная эзотерика » Загадочные каменные колеса Вайоминга
Автор: 477afa80f5d8f7b
29 июня 2008, Воскресенье
12 614

Загадочные каменные колеса Вайоминга

Одной из крупнейших археологических загадок Америки является Магическое колесо из Вайоминга — огромное доисторическое сооружение, расположенное выше границы леса на горном склоне Биг Горна на уровне около 3 километров. Как можно понять уже из названия, основная часть этого сооружения напоминает гигантское колесо диаметром 24 метра и окружностью 75 метров, сложенное из нескольких тысяч свободно наваленных камней. В центре большого круга возвышается насыпь из плоских камней диаметром чуть менее метра, и от этой "ступицы" радиально отходят двадцать восемь неравномерно расположенных "спиц". На ободе колеса находятся пять каменных насыпей, несколько меньшего размера, чем центральная, и к ним ведут пять спиц. Все остальные спицы, кроме одной, заканчиваются на самом ободе. Упомянутая единственная спица выходит на 2,5 метров за пределы колеса и упирается в шестую каменную насыпь.


фото с сайта solar-center.stanford.edu


фото с сайта solar-center.stanford.edu

Каменные насыпи по краю колеса - круглые, за исключением восточной: она прямоугольная. Прежде ее стенки перекрывали каменные плиты. В получившееся закрытое пространство, похожее на могилу, т. е. вполне достаточное для того, чтобы там мог лежать один человек, можно было попасть только через небольшое отверстие. Это отверстие смотрело наружу от круга в сторону восходящего солнца.


фото с сайта solar-center.stanford.edu

Гора Биг Горн считалась священной у различных кочевых племен, исторически проживавших в данном регионе, в том числе у шиенов, кру, сиухов, арапахо и шо-шонов. Близ Магического колеса шла известная и часто посещаемая тропа, но уже в конце 1800-х гг. индейцы не могли объяснить, кто построил круг. Они просто говорили, что его сделали люди, "не имевшие железа", что означает дату, удаленную примерно на три сотни лет от настоящего времени, до появления на этой территории первых европейцев.


фото с сайта solar-center.stanford.edu

Попытки археологов определить возраст сооружения поточнее ни к чему не привели. Противоречивые данные, полученные с помощью разных методов, а именно: углеродным анализом, подсчетом колец на стволах, найденных в колесе, и сравнением обнаруженных поблизости артефактов с похожими, но точно датированными, дали разброс от трех сотен до двух тысяч лет.

В течение более ста лет, прошедших с момента, как в середине 1800-х гг. кольцо было впервые замечено белыми старателями, в изобилии появлялись самые разные гипотезы относительно строителей загадочного сооружения. Все хором соглашались, что дикие индейцы, находящиеся на примитивной стадии развития, сделать это никак не могли, следовательно, нужно искать пришедших в древности из-за моря египтян, представителей культур Востока, например финикийцев или китайцев, викингов, кельтов или даже легендарных выходцев из Атлантиды. В последние годы некоторые авторы достаточно расплывчато приписывают кольцо "древним астронавтам".


фото с сайта solar-center.stanford.edu

Однако в 1920-х гг. в результате археологических раскопок было найдено достаточно современных индейских артефактов (среди них даже несколько предметов, относящихся к началу торговых сделок с европейцами), поэтому ученые выдвинули предположение, что кольцо было построено кочевавшими по равнинам индейцами всего несколько сотен лет тому назад, несмотря на то что никаких других постоянных сооружений североамериканские племена, очевидно, не создавали. После этого любопытство ученых, вполне понятно, переключилось на поиск цели, с какой была воздвигнута эта любопытная конструкция.

Первое признанное всеми объяснение было выдвинуто в 1922 г. Г.Б. Гриннелем в статье для "Американской антропологии". Он полагал, что кольцо представляет собой каменный аналог деревянных обрядовых строений, сооружаемых уже в исторические времена индейцами кру. В Магической (шаманской) хижине, или Хижине Солнечного танца, они в июне праздновали главный религиозный ритуал года. Типи (индейское название колеса) имело двадцать восемь опор, которые, как совершенно естественно допустил Гриннель, и изображают каменные "спицы". В течение более пятидесяти лет считалось, что данная теория полностью объясняет тайну Магического колеса из Вайоминга.

В начале 1970-х гг. астроном Джон А. Эдди (сотрудник Высокогорной обсерватории, Государственный центр атмосферных исследований в Боулдере, Колорадо) решил проверить, не служило ли вайомингское колесо каким-нибудь астрономическим целям. Он считал, что тут вполне может найтись аналогия английскому Стоунхенджу.
Колесо, безусловно, очень напоминает символ солнца, который часто встречается в индейском искусстве по всей Америке. Ученые давно уже считают, что в центральной насыпи был установлен деревянный столб, от которого смотрели на шесть других каменных куч, отмечавших восход солнца в важные с точки зрения астрономии или обрядовой практики дни. Эту гипотезу подтверждает наличие в основании центральной насыпи ямы глубиной в метр, высеченной в материнской скале.
Название, данное индейцами кру гигантскому сооружению, также поддерживает гипотезу, что оно было нужно для того, чтобы следить за важными восходами. Индейцы называли его Солнечным типи и заявляли, что оно "было построено до того, как приходил свет". В вольном переводе астронома Эдди это означает "чтобы отметить восход". Первое же проведенное им исследование подтвердило, что он прав.

Доисторические народы во всем мире давно заметили, что солнце дальше всего заходит к северу от экватора 21 и 22 июня, а к югу — 21 и 22 декабря. Это наблюдение они заложили в основу важных религиозных обрядов и использовали для соблюдения сроков сельскохозяйственных работ.

Вершина Биг Горн всю зиму полностью скрыта снегом, который часто не сходит даже к 21 июня. Как же древним астрономам удавалось пользоваться колесом, чтобы отмечать даты солнцестояний? В результате исследований обнаружилось, что склон Магической горы, на котором расположено это сооружение, продувается сильными ветрами, сметающими с него снег. Индейцы, должно быть, намеренно выбрали именно эту сторону. Более того: колесо находится значительно выше границы леса, поэтому линия горизонта не заслоняется деревьями. И даже если почва покрыта снегом, каменные насыпи выступают над его уровнем.

"Спицы", по мнению Эдди, особого значения не имеют. Они могли быть добавлены позже в качестве декоративного элемента или для счета дней.
Разумеется, ученого заинтересовало, могли ли древние американцы пользоваться колесом во время летнего солнцестояния, если учесть погодные условия, а именно: характерные для высокогорья тучи и туман. Он обнаружил, что летом не менее трети дней ясные, а поскольку солнце примерно четыре дня словно бы "стоит на месте" (если пользоваться для отслеживания его хода такими примитивными приспособлениями, как обсуждаемое), то наблюдатели вполне могли дождаться хорошей погоды, хотя, конечно, вряд ли чувствовали себя особенно уютно при плохой, которая бывает в два раза чаще.

В 1972 и 1973 гг. Эдди наблюдал летнее солнцестояние, глядя через центральную насыпь на ту, что вынесена за пределы колеса. Центральную насыпь, обозначенную им буквой "О", по его мнению, использовали, как обычную мушку. Линия "ЕО", проходящая через центральную насыпь и насыпь, которую ученый обозначил буквой "Е", показывает точку восхода в дни летнего солнцестояния. Глядя поверх "О" на насыпь, обозначенную буквой "С", он видел точку заката в те же дни.
Как писал Эдди в статье для "Национальной географии", "наблюдения за восходом и закатом солнца в день солнцестояния подтвердили правильность упомянутых визирных линий".


фото с сайта solar-center.stanford.edu

С точки "О" индейцы могли определить, где именно появятся первые лучи утреннего солнца и погаснут последние лучи вечернего. Наблюдая за солнечными циклами в течение нескольких лет, они, очевидно, делали соответствующие отметки, а затем соорудили над ними каменные насыпи. Поскольку диаметр каждой из них равен нескольким сантиметрам, Эдди полагает, что в центре были укреплены столбы, отмечавшие точное место восхода и заката.

В 1902 г. при посещении Магического колеса этнологом С.К. Симмсом на вынесенном за пределы круга каменном кургане, отмечающем восход солнца в дни летнего солнцестояния, им был обнаружен побелевший от времени череп буйвола. Череп смотрел в сторону солнца — свидетельство, что менее древние индейцы разбирались в том, зачем было создано это сооружение. Однако исследования остальных насыпей никакой определенности не принесли. Линии, проходящие через
центр "О" от точек "А", "В" и "D", не обозначают ничего. "FO" достаточно точно отражает восход самой яркой звезды, Сириуса.


фото с сайта solar-center.stanford.edu

Следующим шагом было выяснение, не показывают ли что-нибудь линии, проходящие от одной насыпи по периметру до другой. Может быть, дело в обыкновенном обратном визировании, а может быть, имелись в виду существенные астрономические события.

В результате старательного поиска удалось установить, что точка "F" служила для обратного визирования, точкой "О" пользовались только для наблюдения за солнцем. Линия "FA" отмечает восход Альдебарана, как и "ЕВ", a "FB" — восход Ригеля.

Эти две звезды наряду с Сириусом в данной части света являются самыми яркими из расположенных вблизи солнечной тропы. Все они восходят на горизонте перед рассветом. Например, Альдебаран 20 июня, как раз накануне летнего солнцестояния, восходит за час перед солнцем. Поскольку эта звезда показывается непосредственно перед солнцестоянием, ее могли отметить дважды линиями "FA" и "ЕВ".

Историки до сих пор пребывают в растерянности по поводу происхождения и назначения магических колес, найденных по всей Северной Америке
Отмеченные звезды могли иметь какое-то отношение к двадцати восьми спицам колеса. Ригель восходит спустя один лунный месяц (двадцать восемь дней) после Альде-барана, а Сириус — спустя еще один лунный месяц после этого. Спицы, возможно, использовались для отсчета дней между появлениями звезд.

В настоящее время археологи и астрономы полагают, что колесо сооружалось постепенно, весьма вероятно, по мере накопления и уточнения астрономических познаний его создателей. Сначала были сделаны насыпи "О", "Е" и "С", чтобы отметить летнее солнцестояние, а затем к ним добавились "В", "А" и "F" для восходящих звезд. Позднее появились двадцать восемь спиц: скорее всего, затем, чтобы отсчитывать дни лунного месяца, разделяющие восходы звезд.
Существенно, что возраст этого древнего компьютера определили не археологи, а астрономы. Время его создания уточнили по Альдебарану, чье положение по отношению к Земле немного, но вполне уловимо меняется с каждым годом. В период действия Магического колеса из Вайоминга Альдебаран вставал в ранние утренние часы задолго до рассвета, поэтому служил хорошим ориентиром приближения летнего солнцестояния. Но сегодня он совершенно бесполезен: эта звезда встает после солнца и гаснет в его сиянии. Определив период, когда Альдебаран был наиболее удобен в качестве метки, астроном Эдди установил, что колесо соорудили между 1400 и 1700 гг.

Индейцы Великих равнин были кочевниками, но это не значит, что они оставались простыми дикарями. Они жили под открытым небом, которое давало более интересную и разнообразную пищу для наблюдений, чем земля, по которой они ступали. Разумеется, они отметили ежегодное продвижение солнца с севера к югу, точку, в которой оно "останавливается", и тот факт, что затем оно поворачивает обратно. Индейцы придали этому циклу дополнительное обрядовое, религиозное значение и отметили поворотные точки, чтобы вовремя проводить церемонии, которые должны были помочь солнцу на его пути и обеспечить его возвращение. Совершенно определенно, индейцы связывали движение солнца с временами года. Поскольку они были полностью во власти природных условий, особенно в суровые зимы, им необходимо было заранее знать о резких изменениях в окружающей среде, чтобы успеть приготовиться к ним и выжить. В какой-то момент они решили изобрести систему, которая надежно отмечала бы поворотные точки.

Эдди полагает," что существует связь между колесом и Солнечным танцем в июне, когда, согласно индейской легенде, записанной в 1932 г. в книге "Говорит Черный Лось", "солнце выше всего, а рождающая сила Земли всего сильнее". Обрядовый танец, скорее всего, совершался в день солнцестояния, а колесо было нужно, чтобы точно определить эту дату.

Без сомнения, секрет того, как нужно использовать линии, визуально соединяющие насыпи, был тайной, известной лишь нескольким шаманам, а гора превратилась в священное место. С течением времени секрет оказался утраченным, цель сооружения стала неясной, поэтому индейцы кру назвали его Солнечным типи.

Назначение колеса было забыто после первых контактов с европейскими торговцами, резко изменивших образ жизни индейцев. С появлением лошадей для быстрого перемещения, винтовок вместо луков для охоты и календарей бледнолицых, Магическое колесо перестало использоваться и начало разрушаться. Это произошло всего за несколько лет до того, как белые люди впервые заметили загадочное сооружение. Археологи нашли среди камней венецианские бусинки семнадцатого века, свидетельствующие, очевидно, о последних днях колеса.

Магическое колесо на Биг Горне — не единственное подобное сооружение. По восточным склонам Скалистых Гор и равнинам США и Канады раскидано не менее пятидесяти аналогичных конструкций.

Аналогичное колесо было найдено в 1963 г. в северной части Колорадо в Национальном парке Скалистых Гор на высоте 3,5 км. Это небольшая каменная насыпь на холме всего с двумя спицами, которые тянутся вниз по склону на равные дистанции (15 метров) и упираются в другие каменные насыпи. Покрытые лишайниками камни вросли в землю, что указывает на их древность. Поблизости проходит старая тропа индейцев юта. Исследования, проведенные Эдди в 1973 г., показали, что прямая, идущая вдоль одной из спиц через центральную насыпь, отмечает восход в день летнего солнцестояния.

Колесо в резервации индейцев кру в Монтане — Магическое колесо Форт Смита — имеет шесть спиц, радиально расходящихся от центральной насыпи, расположенной на возвышенности. Если смотреть вдоль самой длинной линии через центральный бугор, можно увидеть восход в день летнего солнцестояния.

Получив грант от Национального географического общества, Эдди вместе с археологом Диком Форбисом из Университета Калгари исследовали сорок магических кругов в Канаде. Они нашли колеса, разбросанные по скалистым склонам и прериям Альберты и Саскачевана. Некоторые сравнимы с Магическим колесом из Вайоминга, другие представляют собой просто каменные насыпи с кольцами, спицами и дополнительными насыпями или без них. Все колеса разные: их диаметр колеблется от нескольких сантиметров до нескольких метров, число спиц (если они вообще есть) также варьируется. Только одно сооружение в Канаде имеет двадцать восемь спиц.

У большинства колес есть центральные насыпи, причем зачастую огромные. В Альберте одна такая насыпь вздымается на 2 метра при диаметре в 9 метров. Для ее сооружения понадобилась целая тонна камней. Для сравнения: центральная насыпь колеса Биг Горна содержит всего полтонны камней.

В тех случаях, когда удавалось определить ориентацию спиц, колец или вынесенных за их пределы насыпей, они были направлены к юго-западу, к восходу солнца в день солнцестояния, если смотреть с центрального кургана. Это характерно для половины колес. Эдди отмечает также тенденцию отмечать точки горизонта, где появляются Альдебаран, Ригель и Сириус.

Все сооружения расположены на возвышенностях, лишенных скал и деревьев, которые закрывали бы линию горизонта. Рядом со многими из этих строений найдены круги оснований типи, к краям которых они и крепились. Это свидетельствует о том, что индейцы приходили к колесам и пользовались ими.

Колесо Лосиной Горы в Саскачеване, расположенное в 680 км к северу от Вайоминга, по своей конструкции является близнецом колеса на Биг Горне, но у него только пять спиц. Оно в два раза крупнее любого канадского колеса, имеет 61 метр в диаметре и огромную центральную насыпь с сечением около 6 метров, для создания которой было использовано шесть тонн камня. К внешнему кольцу овальной формы тянутся пять длинных спиц, оканчивающихся на более маленьких, ушедших в землю курганах. Эти пять спиц точно соответствуют пяти самым важным спицам колеса на Биг Горне.

Одна из них, выходящая за пределы кольца, как на Биг Горне, и заканчивающаяся у насыпи покрупнее, указывает на то место горизонта, где в день летнего солнцестояния встает солнце. Другие насыпи находятся там же, где насыпи вайомингского колеса, и отмечают восход тех же звезд: Альдебарана, Ригеля, Сириуса.

Поскольку колесо Лосиной Горы было сооружено 1700 лет тому назад, эти отметки не соответствуют современному положению звезд.

Для ученых было настоящим откровением узнать, что Магическое колесо из Вайоминга, возможно, одно из наиболее близких нашему времени сооружений, построенных с астрономическими целями. Майорвильское колесо, найденное на голых равнинах Альберты, имеет большую центральную насыпь и спицы. Совершенно невероятно, но самые ранние его части были воздвигнуты 4000—5000 лет тому назад.

Истинные цели создания и возраст некогда таинственных Магических колес Америки удалось определить после того, как археологи объединились с астрономами и стали проверять новые гипотезы. Столь необычное совмещение двух консервативных дисциплин породило новое поле для научных исследований, называющееся "архаикоастрономией" или "астроархеологией". Благодаря объединению знаний и талантов, эти ученые существенно расширили наши сведения о коренных американцах и помогли рассеять традиционное представление об индейцах как о невежественных кровожадных дикарях.

Автор: master2008

голосов: 18
рейтинг: +79
Комментарии:
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Живая Эзотерика. Магия внутренней вселенной человека. © 2005-2023
Для получения статистической информации и нормального функционирования наш сайт собирает метаданные посетителей (cookie, данные об IP-адресе и местоположении).
Если вы не хотите, чтобы эти его данные обрабатывались, то вы должны покинуть сайт. Подробнее читайте в политике конфиденциальности сайта и форума Живой Эзотерики


Рейтинг@Mail.ru