Устремленность и человеческое эго
В статье А. Башуна (Что такое устремленность и для чего она нужна? 21.07.2009) речь идет об устремленности в жизни человека в связи с его духовным развитием и препятствием этому со стороны человеческого эгоизма.
Затронута важная тема, занимающая одно из ведущих мест в эзотерическом знании. Прежде, чем вести речь о месте устремленности в жизни человека, следует рассмотреть природу эго.
Что есть эго в эзотеризме? Эго есть термин, обозначающий понятие «я». «Я» в эзотеризме синоним сознания и синоним самости. Я, самость, сознание не принадлежит исключительно человеку. Скорее человек обладает эго, благодаря наделению этим качеством от Высшего, от Бога. Истинная, Божественная природа эго (и синонимов) в эзотеризме подчеркивается написанием этих терминов с заглавной буквы: Я, Эго, Самость, Абсолютное Сознание. Различение эго на Божественное Эго и человеческое эго (аналогично Я и я, Самость и самость) проистекает в силу несовершенства природы человека. Человек по причине своего невежества, неведения, состояния авидья имеет не Божественное Я (Эго, Самость), а человеческое я (эго, самость). Вивекананда в книге «Четыре йоги», подчеркивая разницу между человеческим и Божественным Эго, использует термин «ложное эго». Под «ложным эго» и понимается искажение человеком Истинного Эго, Божественного Я. В терминологии современной западной культуры ложное эго известно нам как понятие человеческого эгоизма.
Главное в природе человеческого «ложного эго» - это привязанность человека к земным преходящим ценностям, подверженность человека низким страстям, сближающим человека скорее с животным царством, нежели приближающим к Высшим духовным ценностям.
Понимание природы человеческого эго дает представление о роли устремленности в жизни человека. Человек, будучи существом наделенным свободой воли, несет личную ответственность за свой выбор поступков, за свои мысли и устремления. Устремление выступает тем магнитом, который помогает человеку в борьбе с самим собой сделать выбор в развитии своей души в сторону духовности, движения к Свету, Добру, Общему Благу.
Направить устремление к Высшему для большинства людей задача очень непростая, поскольку «ложное эго» в человеке еще очень сильно.
О структуре сознания обычного человека говорится в учении Г. Гурджиева (в изложении П. Успенского). Гурджиев использует вместо термина «ложное эго» термин «малое я». Наше сознание устроено таким образом, что в нем совмещаются разнонаправленные интересы, устремления, заключенные в этих «малых я». В один отрезок времени в структуре сознания доминирует одно «малое я». Оно устремляет человека к достижению определенных целей, например, достичь удовлетворения от курения. Другое «малое я» влечет человека к просмотру телесериалов, третье – обожает вкусно поесть, поболтать ни о чем и т.д. Среди этих «малых я» есть и те, что устремляют нас к помыслам о Высшем, о Боге, что приносят удовлетворение от любви к ближнему, помощи нуждающемуся. Но эти «малые я» не доминируют в общем хоре нашего сознания.
Почему мы не расщепляемся в нашем сознании на конгломерат разнонаправленных интересов, устремлений («малых я»)? Причина в том, что сознание человека наделено таким качеством, как ахамкара (аханкара). Наличие ахамкары создает иллюзию единства человеческого я, переживаемого человеком чувста самости, как нечто самотождественного. При психических патологиях происходит раздвоение, растроение и т.д. личности человека. В норме же человек ощущает, воспринимает себя как единое я.
Эта иллюзия единства нашего я (вмещающего на самом деле разнонаправленные «малые я») особенно затрудняет осознание человеком своего единства с Отцом, препятствует преодолению привязанности к земным интересам, крадущим у человека его шансы в этой земной жизни сделать побольше шагов в сторону приближения к Богу, в сторону расширения сознания, роста духовных накоплений.
В этих условиях существования человека в Учении (Агни Йога) говорится о важнейшем значении устремления, которое дает возможность ускорить духовное продвижение. Сложность в том, чтобы направить устремление в сторону Высшего. Для этого существует множество духовных практик, методик. Главное же – стремиться в своем сознании развивать различение, контроль над своим умом, куда он стремится нас направить: к Высшему или низшему. В теминологии Гурджиева в обычном состоянии человек спит (и во время бодрствования). Задача: стремиться к бодрствованию, понимаемому, как постоянный контроль за своими «малыми я», не позволяющий «ложному эго» уводить сознание человека из устремления к Высшему в автоматическую сферу (состояние сна) поступков, диктуемых «малыми я».
На языке эзотеризма задача человека - устремлять своё я, эго, самость к Божественному Я, Эго, Самости.