Эзотерическое Естествознание, автор - Данина Татьяна
Попытка взглянуть на смысл понятия "пространство" с эзотерической точки зрения и объединить его с такими словами как "Бог", "Творец", "Абсолют", "Логос" и т.д. ПРОСТРАНСТВО. ТВОРЕЦ.
СПОР НЬЮТОНА И ЭЙНШТЕЙНА.
Если вы глубоко задумаетесь над смыслом слова «пространство», то вам придется признать, что практически невозможно сказать о нем что-либо определенное и толком объяснить, что оно собой представляет. На ум придут такие слова, как «пустота», «вакуум», «бесконечность», «Вселенная» или что-либо еще в этом роде. Согласитесь, нелегко для человека говорить о том, что для него пусто – невидимо, неслышимо, неосязаемо, не имеет вкуса и запаха, в то время как все вокруг нас можно потрогать, увидеть, услышать, понюхать, попробовать. В итоге, в умах большинства людей пространство всегда представляло собой не более чем бесконечный объем пустоты, в которой находится наш мир и мы сами – т.е. иначе говоря, что-то несуществующее.
Что касается философии и науки, то они потратили много сил и времени на то, чтобы постараться выяснить, чем являются друг по отношению к другу пространство и все существующие в нем объекты. Несомненно, первоначально пространство интересовало ученых в первую очередь с практической точки зрения. Ведь даже в древние века люди испытывали потребность как можно точнее оценивать расстояние между телами. Измерение расстояний – это измерения в пространстве. Измерениями занимается геометрия, основы которой в 3 веке до н.э. заложил древнегреческий математик Евклид. Он рассматривал «пространство» как «пустоту».
В дальнейшем научные взгляды по данному вопросу стали все больше тяготеть к философским воззрениям. В этом научно-философском синтезе «пространство» выступало в качестве категории, рассматриваемой всюду вместе с другой категорией – «временем». Им противопоставлялась категория «Материя», или иначе, «материальные объекты». В истории философии существуют две концепции, описывающие отношения друг к другу пространства (и времени) и объектов в нем. Одна из них именуется субстанциальной, другая – реляционной. Несогласие друг с другом этих концепций напрямую связано с научным спором классической механики и релятивистской. Можно назвать эти научные дебаты «спором Ньютона и Эйнштейна, протяженным во времени». Классическая механика базируется на субстанциальной концепции, согласно которой пространство (и время) существует само по себе, независимо от объектов, занимающих это пространство. И. Ньютон полагал, что «пространство, в котором мы живем, может быть уподоблено существующему вечно, неограниченно большому, неподвижному «ящику» без стенок – вместилищу материи. Свойства этого «ящика» не меняются с течением времени и не зависят от того, как в нем распределено и переделено вещество» (Энциклопедический словарь юного физика, стр. 222). Пространство И.Ньютона и Евклида не способно сжиматься и растягиваться – т.е. искривляться. И поэтому в таком пространстве кратчайшее расстояние между двумя точками - это всегда отрезок – т.е. прямая линия, а не кривая.
В основу релятивистской механики легла реляционная концепция (отсюда и схожее название). Сторонники этой точки зрения рассматривают «пространство» как нечто, что производится объектами, существующими в нем. Пространство, по А.Эйнштейну, способно искривляться (сжиматься и расширяться) и поэтому является неевклидовым (или иначе, неньютоновым). В таком неевклидовом пространстве кратчайшие расстояния между двумя точками, отрезки на прямых, должны постоянно искривляться, а сами расстояния между точками то увеличиваться, то уменьшаться. Гравитацию А.Эйнштейн связывал со сжатием пространства, а ускорение или замедление времени со степенью искривления пространства – чем больше сжимается, и чем больше масса в данной точке, тем медленнее там течет время. Чем больше расширяется, и чем меньше масса в данной точке – тем быстрее в ней течет время.
Я разделяю убеждения первой концепции – субстанциальной, а также, соответственно, являюсь в большей мере сторонницей классической механики, а не релятивистской. Я убеждена, что пространство не исчезнет, если исчезнут все существующие в нем объекты. Кроме того, полагаю, что пространство не сжимается и не расширяется, эти свойства присущи только веществу. Но в то же время, следует признать, что реляционная концепция и релятивистская механика подняли на поверхность очень важный пласт знаний о строении Вселенной. Проблема лишь в том, что сторонники каждой взгляда описывали Вселенную со своей точки видения. При этом классическая механика и субстанциальная концепция действительно ведут речь об отношениях пространства и объектов в нем. В то время как реляционная концепция и релятивистская механика повествуют вовсе не о самом пространстве, а о том, что реально в нем существует и является одним из его проявлений. Ошибочность реляционной концепции и релятивистской механики заключается в том, что они приписывают пространству свойство подвижности, в то время как оно, на самом деле, неподвижно. А вот заслуга Эйнштейна в том, что он близко подошел к пониманию того, что «нечто» в пространстве способно перемещаться в каком угодно направлении. Да, совершенно верно, «нечто» «течет» в пространстве, и от течения этого «нечто» зависят абсолютно все процессы и явления во Вселенной. Чуть позднее, в пункте, посвященном Духу, Материи и Душе, мы попытаемся разобраться, что это за «нечто», а также как, куда и с какой скоростью оно «течет».
Помимо воззрений на Пространство науки и философии, особое место среди всех существующих мнений занимает теософское течение во главе с Е. П. Блаватской. Взгляды теософов по данному вопросу таковы, что их, в какой-то мере можно отнести к субстанциальной философской концепции. Отличие состоит в том, что теософы не только не считают Пространство вторичным по отношению к объектам Вселенной, но и отдают ему главную роль, видя в нем первоначало. В то время как всем объектам, «движущимся и существующим» в границах этого Пространства, теософы отводят место второго плана. Для них объекты вторичны, а первично само Пространство. Приведу ряд цитат, взятых из теософской литературы, в частности, из книг Е. Блаватской и А. Бейли.
«Есть один Безграничный Неизменный Принцип; одна Абсолютная Реальность, предшествующая любому проявленному обусловленному Бытию. Она вне пределов достижения любой человеческой мысли или выражения.
Проявленная Вселенная заключена в этой Абсолютной Реальности и является ее обусловленным символом. В совокупности этой проявленной Вселенной различаются три аспекта:
1. Первый Космический Логос, Безличный и Непроявленный, предшественник Проявленного;
2. Второй Космический Логос, Дух-Материя, Жизнь, Дух Вселенной;
3. Третий Космический Логос, Космическое Мышление, Универсальная Мировая Душа.
Из этих основных творческих принципов последовательно, в определенном порядке, исходят бесчисленные Вселенные, включающие в себя бесконечное число Проявленных звезд и Солнечных систем» (Алиса Бейли «Трактат о Космическом Огне», стр. 32-33).
«Пространство – это сущность, а «свод небес» (как его поэтически называют) представляет собой феноменальное проявление этой сущности» (А. Бейли «Эзотерическая астрология», стр. 18).
«Древняя Мудрость учит, что «пространство есть сущность». Именно с жизнью этой великой сущности, ее импульсами и ритмами, силами и энергиями, циклами и периодами имеет дело эзотерическая астрология. Так утверждалось Е.П. Блаватской в «Тайной Доктрине» (А. Бейли «Эзотерическая астрология», стр. 19).
«Что есть то, что было, есть и будет, несмотря на то, существует ли Вселенная или нет, будут ли боги или нет?» - спрашивает эзотерический Катехизис Сензара. Ответ дается: «Пространство». («Оккультный Катехизис», взято из «Тайной Доктрины» Е. П. Блаватской).
Теософы придали Пространству реальность. В их трактовке оно является чем-то конкретным, вещественным, а не «пустым». В их понимании пространство не «ничто», оно - «что-то».
И, наконец, следует упомянуть еще один взгляд на Пространство – религиозный. Уникальность этого взгляда заключается в его мнимой отвлеченности от того, чему он, в действительности, посвящен. Если начать штудировать религиозные трактаты, то окажется, что именно о Пространстве во все времена говорили мистически настроенные исследователи тайн Бытия и искатели смысла жизни. И, несомненно, они прекрасно осознавали, о чем ведут речь, но предпочитали прямо не называть то, о чем писали, Пространством, а давать ему всевозможные имена. Приведу самые известные из этих названий - Творец, Бог, Абсолют, Высший Разум, Всевышний, Всемирный Ум, Аллах, Иегова, Единый, «Тот, о ком ничего не может быть сказано», Единая Реальность, Бесконечный принцип, Господь Мира, Вселенная, Космос, Брама (Брахма), Универсум, Ничто, Вечность, Божественное Единство, Абсолютное Сознание, Единая Самосущая Реальность, Единое Сущее, Космос-Нумен, Альфа и Омега, Свабхавата, Мировая Сущность, Божественная Сущность, Абсолютный Принцип, Парабраман, Реальность, не имеющая второй, Всеобъемлющий Космос, Беспредельное, Единое Бытие, Абсолютное Все, Абсолютное Вместилище всего сущего, Единая Жизнь, «В нем мы живем и движемся, и имеем наше бытие», Бескорний Корень, Бесконечная и Вечная Причина, Бессознательное и Непознаваемое, Мулапракрити, (Мула – корень, Пракрити – материя), «Все во Всем», Прадхана, Единый Вечный Элемент, Вместилище, содержащее элемент, Все-Бытийность Беспричинная Причина, «Вечное Дыхание не ведающее самое себя», Акаша, Апейрон, Архэ. Этот список можно еще долго продолжать. Сюда можно также отнести такие научные понятия как «вакуум», «электромагнитное поле», «Единое Информационное Поле Вселенной».
Стремление Посвященных поэтов и писателей раньше времени не раскрывать перед незрелым человечеством все Тайны Бытия и Небытия – вот единственная причина присутствия в их литературе мистического покрова, которым они укрывают от непосвященных саму основу нашего существования.
Я приведу цитату из древнекитайского трактата «Дао-дэ-цзин», в котором, на мой взгляд, замечательно передан глубинный смысл того, о чем мы ведем здесь речь.
Слово Дао в этом трактате – это еще одно название для Пространства. Переводчик В. Перелешин перевел слово «Дао» как «Истина», и он, несомненно, не ошибся.
Возникло нечто смутное вдали,
Возникло раньше Неба и Земли:
Оно неслышимо и не видно,
Им навсегда все сущее полно.
Оно — Начало Небу и Земле.
2 (113)
Вселенная возникла из него,
И в нем таится матерь бытия.
Кто эту мать во мраке обретет,
Узнает с нею и ее детей.
А кто сперва найдет ее детей,
Тотчас и мать узнает, а она
Бессмертна и сама собой полна.
3 (55)
Я имени не ведал бы ее,
Но Истиной я сам ее назвал.
Легко ли описать ее природу?
Великая, подвижна и жива,
Познанью запредельна, обранима.
4 (56)
Так, велики лишь Истина и Небо,
Под ним — Земля, а на Земле — Правитель.
Великих в мире — эта четверица,
Правитель же — один из четырех.
Извечно он прообразует Землю,
Извечно он прообразует Небо,
Он Истину для нас прообразует
И, наконец, и самое Природу.
5 (1)
Если Истину произречь,
Суть погибнет, а выйдет речь.
Если имя ты назовешь,
То не имя оно, а ложь.
6 (2)
Ничто — причина Небу и Земле,
И только в них начало всех вещей.
7 (3)
Пребывая в небытии,
Постигай его глубину.
Пребывая в мире вещей,
Многовидность их постигай.
8 (4)
Эти два на деле — одно,
Хоть различны их имена.
Это тайна превыше тайн,
Ко всему сокрытому дверь.
9 (46)
Кто их образ умом поймет,
Верно, к Истине сам примкнет,
Хоть она и непостижима,
Непредметна, неуловима.
В непредметном, неуловимом
Есть, однако, некая суть.
В недоступном и непредметном
Некий образ запечатлен.
В сокровенности и во мраке
Устремленье некое есть,
И в исконном порыве этом
Достоверность утаена.
Ни теперь, ни в века былые
Не терялось имя ее.
В нем — начало всему быванью.
10 (75)
Ухватись и ты за нее —
Примет мир главенство твое
И, ни в чем не терпя вреда,
Будет радоваться всегда.
Так приходит толпа гостей
Ради музыки и сластей.
11 (76)
Выйдет Истина вон из уст, —
Станет вялым и пресным звук.
Глаз не видит ее, скользя,
И услышать ее нельзя,
И нельзя ее износить.
12 (26)
Чего увидеть нельзя —
Безобразно и незримо.
Чего не уловит слух —
Беззвучно, неуловимо.
Чего не тронешь рукой —
Бесплотно, неощутимо.
К такому свойству тройному
Уму не прийти земному:
Их три, но они — одно.
13 (27)
Вверху оно не блестит,
Внизу оно не темно.
Подспудно, неизрекомо,
Течет обратно в ничто.
Без насилья: сила таима,
Без обличья: оно незримо,
Непредметно, неуловимо.
Ни встречным в нем сути нет,
Ни тем, кто посмотрит вслед.
Кто Истине древней предан —
Сегодня правит страной.
Кто верен древним началам —
Заветом Истины жив.
14 (72)
Сотворено сначала было имя,
Когда же имя было нам дано,
Старейшины земли его познали
И сделались для зла неуязвимы.
Итак, я истину уподобляю
Незыблемым долинам и морям.
15 (71)
У Истины названья нет,
Она мала,
Но не боится никого.
Держитесь же ее, князья,
И будете сильней всего.
Сомкнутся небо и Земля,
Прольются росы и дожди,
И будет радостен народ.
16 (93)
От Истины рожден Один,
От Одного явились Два,
Из Двух образовались Три,
Из Трех — все множество вещей.
Скудеет Инь, ярится Ян:
В их сочетании — полнота.
17 (86)
Так Истина — податлива, мягка,
Идет кругами многие века.
18 (10)
Она — как чаша, полая внутри,
Но ей ли оскудеть,
Вместилищу прообразов вещей?
Да вправду — существует ли она?
Ведь я не знаю, чье оно дитя, —
Не старше ли она самих богов?
19 (82)
С начала времен обрели единство:
Небо в своей чистоте,
Земля — в устойчивой ровности,
А небо — в своей духовности.
Холмы — в своей округленности,
В дыхании своем — творенья,
Князья — в задачах служенья.
20 (83)
А это, конечно, значит,
Что, если Небо не чисто,
Оно порвется,
Что, если Земля подвижна,
Она погибнет.
Богам, уже бездуховным,
Конец — забвенье.
Холмам, уже не округлым —
Исчезновенье.
Пойти бездыханной твари
На удобренье,
Князьям, потерявшим правду, —
На истребленье.
21 (74)
Обитает Истина повсюду:
Слева, справа ты ее найдешь.
Всеми правит, не порабощая,
Ничего не ищет для себя,
Все объемлет, но не подавляет.
Так мала, что как бы нет ее.
Все вернется к ней, того не зная:
Тем она безмерно велика,
Что, величия не сознавая,
Даже больше станет от того.
На мой взгляд, трудно лучше, чем это сделано здесь, поэтически передать тайну Бытия, сокрытую в глубинах Пространства. Я еще ничего не говорила о Духе, Материи и Душе, но в этом отрывке из «Дао-дэ-цзин» о них уже сказано все самое главное.
Давайте постараемся объединить, насколько это возможно, воззрения ученых и поэтов. Это должно принести пользу и тем, и другим – скрепляя, тем самым, фундамент человеческого мировоззрения.
Пространство, описанное Евклидом и Ньютоном – это «Первый Космический Логос, Безличный и Непроявленный, предшественник Проявленного», «Безграничный Неизменный Принцип», «Абсолютная Реальность». Этот Непроявленный Космический Логос действительно приближенно можно сравнивать с пустым ящиком без стенок. Хотя на самом деле эта «пустота» не является пустой. Это основа Вселенной, ее базис, матрица. Эту пустоту можно рассматривать как первооснову, «ткань», на которую как узор наносится проявленная Вселенная. Об этом Пространстве говорят Блаватская и Бейли, называя его «сущностью». Это пространство действительно является абсолютным – т.е. неизменным, неподвижным и вечным. И «пустым» оно находится в состоянии непроявленности.
Есть ли границы у Пространства? Соприкасается ли оно с чем-либо похожим или отличным от него? И применимы ли к нему вообще наши человеческие представления о границах? На эти вопросы у меня нет ответов.
По отношению к Пространству бессмысленно применять местоимения, характеризующие половую принадлежность, так как разделение на два пола – это явление, характерное только для растительных, животных и человеческих организмов. Поэтому Пространство – это ни «он», и не «она». Ближе всего к нему местоимение «оно», но и это условность. По отношению к Пространству вообще не следует употреблять понятия, связанные с половыми различиями. Это можно делать лишь по отношению к Духу и Материи, да и то символически.
В состоянии проявленности Космический Логос заполнен «Материей» и «Духом», объединяющихся затем в составе «Души».
Современные ученые в большинстве своем отвергают идеалистический подход к вопросам строения Вселенной. Отвергают Творца, Бога как основной руководящий и творящий принцип Вселенной. Однако в науке всюду можно встретить понятие «Природа». Малопонятное, необъяснимое, всемогущее, в смысловом отношении очень напоминающее религиозные термины «Бог» и «Творец». И когда ученый говорит: «Законы Природы», это звучит как «Слово Боже» в устах истинно верующего.
Повсюду можно встретить проявления творческой активности Бога (Творческого Пространства). Каждый химический элемент, каждая элементарная частица – это результат его непрестанной «работы». Наблюдая физические, химические, биологические и астрономические явления окружающего мира, прикасаешься к Божественному.
СПОР НЬЮТОНА И ЭЙНШТЕЙНА.
Если вы глубоко задумаетесь над смыслом слова «пространство», то вам придется признать, что практически невозможно сказать о нем что-либо определенное и толком объяснить, что оно собой представляет. На ум придут такие слова, как «пустота», «вакуум», «бесконечность», «Вселенная» или что-либо еще в этом роде. Согласитесь, нелегко для человека говорить о том, что для него пусто – невидимо, неслышимо, неосязаемо, не имеет вкуса и запаха, в то время как все вокруг нас можно потрогать, увидеть, услышать, понюхать, попробовать. В итоге, в умах большинства людей пространство всегда представляло собой не более чем бесконечный объем пустоты, в которой находится наш мир и мы сами – т.е. иначе говоря, что-то несуществующее.
Что касается философии и науки, то они потратили много сил и времени на то, чтобы постараться выяснить, чем являются друг по отношению к другу пространство и все существующие в нем объекты. Несомненно, первоначально пространство интересовало ученых в первую очередь с практической точки зрения. Ведь даже в древние века люди испытывали потребность как можно точнее оценивать расстояние между телами. Измерение расстояний – это измерения в пространстве. Измерениями занимается геометрия, основы которой в 3 веке до н.э. заложил древнегреческий математик Евклид. Он рассматривал «пространство» как «пустоту».
В дальнейшем научные взгляды по данному вопросу стали все больше тяготеть к философским воззрениям. В этом научно-философском синтезе «пространство» выступало в качестве категории, рассматриваемой всюду вместе с другой категорией – «временем». Им противопоставлялась категория «Материя», или иначе, «материальные объекты». В истории философии существуют две концепции, описывающие отношения друг к другу пространства (и времени) и объектов в нем. Одна из них именуется субстанциальной, другая – реляционной. Несогласие друг с другом этих концепций напрямую связано с научным спором классической механики и релятивистской. Можно назвать эти научные дебаты «спором Ньютона и Эйнштейна, протяженным во времени». Классическая механика базируется на субстанциальной концепции, согласно которой пространство (и время) существует само по себе, независимо от объектов, занимающих это пространство. И. Ньютон полагал, что «пространство, в котором мы живем, может быть уподоблено существующему вечно, неограниченно большому, неподвижному «ящику» без стенок – вместилищу материи. Свойства этого «ящика» не меняются с течением времени и не зависят от того, как в нем распределено и переделено вещество» (Энциклопедический словарь юного физика, стр. 222). Пространство И.Ньютона и Евклида не способно сжиматься и растягиваться – т.е. искривляться. И поэтому в таком пространстве кратчайшее расстояние между двумя точками - это всегда отрезок – т.е. прямая линия, а не кривая.
В основу релятивистской механики легла реляционная концепция (отсюда и схожее название). Сторонники этой точки зрения рассматривают «пространство» как нечто, что производится объектами, существующими в нем. Пространство, по А.Эйнштейну, способно искривляться (сжиматься и расширяться) и поэтому является неевклидовым (или иначе, неньютоновым). В таком неевклидовом пространстве кратчайшие расстояния между двумя точками, отрезки на прямых, должны постоянно искривляться, а сами расстояния между точками то увеличиваться, то уменьшаться. Гравитацию А.Эйнштейн связывал со сжатием пространства, а ускорение или замедление времени со степенью искривления пространства – чем больше сжимается, и чем больше масса в данной точке, тем медленнее там течет время. Чем больше расширяется, и чем меньше масса в данной точке – тем быстрее в ней течет время.
Я разделяю убеждения первой концепции – субстанциальной, а также, соответственно, являюсь в большей мере сторонницей классической механики, а не релятивистской. Я убеждена, что пространство не исчезнет, если исчезнут все существующие в нем объекты. Кроме того, полагаю, что пространство не сжимается и не расширяется, эти свойства присущи только веществу. Но в то же время, следует признать, что реляционная концепция и релятивистская механика подняли на поверхность очень важный пласт знаний о строении Вселенной. Проблема лишь в том, что сторонники каждой взгляда описывали Вселенную со своей точки видения. При этом классическая механика и субстанциальная концепция действительно ведут речь об отношениях пространства и объектов в нем. В то время как реляционная концепция и релятивистская механика повествуют вовсе не о самом пространстве, а о том, что реально в нем существует и является одним из его проявлений. Ошибочность реляционной концепции и релятивистской механики заключается в том, что они приписывают пространству свойство подвижности, в то время как оно, на самом деле, неподвижно. А вот заслуга Эйнштейна в том, что он близко подошел к пониманию того, что «нечто» в пространстве способно перемещаться в каком угодно направлении. Да, совершенно верно, «нечто» «течет» в пространстве, и от течения этого «нечто» зависят абсолютно все процессы и явления во Вселенной. Чуть позднее, в пункте, посвященном Духу, Материи и Душе, мы попытаемся разобраться, что это за «нечто», а также как, куда и с какой скоростью оно «течет».
Помимо воззрений на Пространство науки и философии, особое место среди всех существующих мнений занимает теософское течение во главе с Е. П. Блаватской. Взгляды теософов по данному вопросу таковы, что их, в какой-то мере можно отнести к субстанциальной философской концепции. Отличие состоит в том, что теософы не только не считают Пространство вторичным по отношению к объектам Вселенной, но и отдают ему главную роль, видя в нем первоначало. В то время как всем объектам, «движущимся и существующим» в границах этого Пространства, теософы отводят место второго плана. Для них объекты вторичны, а первично само Пространство. Приведу ряд цитат, взятых из теософской литературы, в частности, из книг Е. Блаватской и А. Бейли.
«Есть один Безграничный Неизменный Принцип; одна Абсолютная Реальность, предшествующая любому проявленному обусловленному Бытию. Она вне пределов достижения любой человеческой мысли или выражения.
Проявленная Вселенная заключена в этой Абсолютной Реальности и является ее обусловленным символом. В совокупности этой проявленной Вселенной различаются три аспекта:
1. Первый Космический Логос, Безличный и Непроявленный, предшественник Проявленного;
2. Второй Космический Логос, Дух-Материя, Жизнь, Дух Вселенной;
3. Третий Космический Логос, Космическое Мышление, Универсальная Мировая Душа.
Из этих основных творческих принципов последовательно, в определенном порядке, исходят бесчисленные Вселенные, включающие в себя бесконечное число Проявленных звезд и Солнечных систем» (Алиса Бейли «Трактат о Космическом Огне», стр. 32-33).
«Пространство – это сущность, а «свод небес» (как его поэтически называют) представляет собой феноменальное проявление этой сущности» (А. Бейли «Эзотерическая астрология», стр. 18).
«Древняя Мудрость учит, что «пространство есть сущность». Именно с жизнью этой великой сущности, ее импульсами и ритмами, силами и энергиями, циклами и периодами имеет дело эзотерическая астрология. Так утверждалось Е.П. Блаватской в «Тайной Доктрине» (А. Бейли «Эзотерическая астрология», стр. 19).
«Что есть то, что было, есть и будет, несмотря на то, существует ли Вселенная или нет, будут ли боги или нет?» - спрашивает эзотерический Катехизис Сензара. Ответ дается: «Пространство». («Оккультный Катехизис», взято из «Тайной Доктрины» Е. П. Блаватской).
Теософы придали Пространству реальность. В их трактовке оно является чем-то конкретным, вещественным, а не «пустым». В их понимании пространство не «ничто», оно - «что-то».
И, наконец, следует упомянуть еще один взгляд на Пространство – религиозный. Уникальность этого взгляда заключается в его мнимой отвлеченности от того, чему он, в действительности, посвящен. Если начать штудировать религиозные трактаты, то окажется, что именно о Пространстве во все времена говорили мистически настроенные исследователи тайн Бытия и искатели смысла жизни. И, несомненно, они прекрасно осознавали, о чем ведут речь, но предпочитали прямо не называть то, о чем писали, Пространством, а давать ему всевозможные имена. Приведу самые известные из этих названий - Творец, Бог, Абсолют, Высший Разум, Всевышний, Всемирный Ум, Аллах, Иегова, Единый, «Тот, о ком ничего не может быть сказано», Единая Реальность, Бесконечный принцип, Господь Мира, Вселенная, Космос, Брама (Брахма), Универсум, Ничто, Вечность, Божественное Единство, Абсолютное Сознание, Единая Самосущая Реальность, Единое Сущее, Космос-Нумен, Альфа и Омега, Свабхавата, Мировая Сущность, Божественная Сущность, Абсолютный Принцип, Парабраман, Реальность, не имеющая второй, Всеобъемлющий Космос, Беспредельное, Единое Бытие, Абсолютное Все, Абсолютное Вместилище всего сущего, Единая Жизнь, «В нем мы живем и движемся, и имеем наше бытие», Бескорний Корень, Бесконечная и Вечная Причина, Бессознательное и Непознаваемое, Мулапракрити, (Мула – корень, Пракрити – материя), «Все во Всем», Прадхана, Единый Вечный Элемент, Вместилище, содержащее элемент, Все-Бытийность Беспричинная Причина, «Вечное Дыхание не ведающее самое себя», Акаша, Апейрон, Архэ. Этот список можно еще долго продолжать. Сюда можно также отнести такие научные понятия как «вакуум», «электромагнитное поле», «Единое Информационное Поле Вселенной».
Стремление Посвященных поэтов и писателей раньше времени не раскрывать перед незрелым человечеством все Тайны Бытия и Небытия – вот единственная причина присутствия в их литературе мистического покрова, которым они укрывают от непосвященных саму основу нашего существования.
Я приведу цитату из древнекитайского трактата «Дао-дэ-цзин», в котором, на мой взгляд, замечательно передан глубинный смысл того, о чем мы ведем здесь речь.
Слово Дао в этом трактате – это еще одно название для Пространства. Переводчик В. Перелешин перевел слово «Дао» как «Истина», и он, несомненно, не ошибся.
Возникло нечто смутное вдали,
Возникло раньше Неба и Земли:
Оно неслышимо и не видно,
Им навсегда все сущее полно.
Оно — Начало Небу и Земле.
2 (113)
Вселенная возникла из него,
И в нем таится матерь бытия.
Кто эту мать во мраке обретет,
Узнает с нею и ее детей.
А кто сперва найдет ее детей,
Тотчас и мать узнает, а она
Бессмертна и сама собой полна.
3 (55)
Я имени не ведал бы ее,
Но Истиной я сам ее назвал.
Легко ли описать ее природу?
Великая, подвижна и жива,
Познанью запредельна, обранима.
4 (56)
Так, велики лишь Истина и Небо,
Под ним — Земля, а на Земле — Правитель.
Великих в мире — эта четверица,
Правитель же — один из четырех.
Извечно он прообразует Землю,
Извечно он прообразует Небо,
Он Истину для нас прообразует
И, наконец, и самое Природу.
5 (1)
Если Истину произречь,
Суть погибнет, а выйдет речь.
Если имя ты назовешь,
То не имя оно, а ложь.
6 (2)
Ничто — причина Небу и Земле,
И только в них начало всех вещей.
7 (3)
Пребывая в небытии,
Постигай его глубину.
Пребывая в мире вещей,
Многовидность их постигай.
8 (4)
Эти два на деле — одно,
Хоть различны их имена.
Это тайна превыше тайн,
Ко всему сокрытому дверь.
9 (46)
Кто их образ умом поймет,
Верно, к Истине сам примкнет,
Хоть она и непостижима,
Непредметна, неуловима.
В непредметном, неуловимом
Есть, однако, некая суть.
В недоступном и непредметном
Некий образ запечатлен.
В сокровенности и во мраке
Устремленье некое есть,
И в исконном порыве этом
Достоверность утаена.
Ни теперь, ни в века былые
Не терялось имя ее.
В нем — начало всему быванью.
10 (75)
Ухватись и ты за нее —
Примет мир главенство твое
И, ни в чем не терпя вреда,
Будет радоваться всегда.
Так приходит толпа гостей
Ради музыки и сластей.
11 (76)
Выйдет Истина вон из уст, —
Станет вялым и пресным звук.
Глаз не видит ее, скользя,
И услышать ее нельзя,
И нельзя ее износить.
12 (26)
Чего увидеть нельзя —
Безобразно и незримо.
Чего не уловит слух —
Беззвучно, неуловимо.
Чего не тронешь рукой —
Бесплотно, неощутимо.
К такому свойству тройному
Уму не прийти земному:
Их три, но они — одно.
13 (27)
Вверху оно не блестит,
Внизу оно не темно.
Подспудно, неизрекомо,
Течет обратно в ничто.
Без насилья: сила таима,
Без обличья: оно незримо,
Непредметно, неуловимо.
Ни встречным в нем сути нет,
Ни тем, кто посмотрит вслед.
Кто Истине древней предан —
Сегодня правит страной.
Кто верен древним началам —
Заветом Истины жив.
14 (72)
Сотворено сначала было имя,
Когда же имя было нам дано,
Старейшины земли его познали
И сделались для зла неуязвимы.
Итак, я истину уподобляю
Незыблемым долинам и морям.
15 (71)
У Истины названья нет,
Она мала,
Но не боится никого.
Держитесь же ее, князья,
И будете сильней всего.
Сомкнутся небо и Земля,
Прольются росы и дожди,
И будет радостен народ.
16 (93)
От Истины рожден Один,
От Одного явились Два,
Из Двух образовались Три,
Из Трех — все множество вещей.
Скудеет Инь, ярится Ян:
В их сочетании — полнота.
17 (86)
Так Истина — податлива, мягка,
Идет кругами многие века.
18 (10)
Она — как чаша, полая внутри,
Но ей ли оскудеть,
Вместилищу прообразов вещей?
Да вправду — существует ли она?
Ведь я не знаю, чье оно дитя, —
Не старше ли она самих богов?
19 (82)
С начала времен обрели единство:
Небо в своей чистоте,
Земля — в устойчивой ровности,
А небо — в своей духовности.
Холмы — в своей округленности,
В дыхании своем — творенья,
Князья — в задачах служенья.
20 (83)
А это, конечно, значит,
Что, если Небо не чисто,
Оно порвется,
Что, если Земля подвижна,
Она погибнет.
Богам, уже бездуховным,
Конец — забвенье.
Холмам, уже не округлым —
Исчезновенье.
Пойти бездыханной твари
На удобренье,
Князьям, потерявшим правду, —
На истребленье.
21 (74)
Обитает Истина повсюду:
Слева, справа ты ее найдешь.
Всеми правит, не порабощая,
Ничего не ищет для себя,
Все объемлет, но не подавляет.
Так мала, что как бы нет ее.
Все вернется к ней, того не зная:
Тем она безмерно велика,
Что, величия не сознавая,
Даже больше станет от того.
На мой взгляд, трудно лучше, чем это сделано здесь, поэтически передать тайну Бытия, сокрытую в глубинах Пространства. Я еще ничего не говорила о Духе, Материи и Душе, но в этом отрывке из «Дао-дэ-цзин» о них уже сказано все самое главное.
Давайте постараемся объединить, насколько это возможно, воззрения ученых и поэтов. Это должно принести пользу и тем, и другим – скрепляя, тем самым, фундамент человеческого мировоззрения.
Пространство, описанное Евклидом и Ньютоном – это «Первый Космический Логос, Безличный и Непроявленный, предшественник Проявленного», «Безграничный Неизменный Принцип», «Абсолютная Реальность». Этот Непроявленный Космический Логос действительно приближенно можно сравнивать с пустым ящиком без стенок. Хотя на самом деле эта «пустота» не является пустой. Это основа Вселенной, ее базис, матрица. Эту пустоту можно рассматривать как первооснову, «ткань», на которую как узор наносится проявленная Вселенная. Об этом Пространстве говорят Блаватская и Бейли, называя его «сущностью». Это пространство действительно является абсолютным – т.е. неизменным, неподвижным и вечным. И «пустым» оно находится в состоянии непроявленности.
Есть ли границы у Пространства? Соприкасается ли оно с чем-либо похожим или отличным от него? И применимы ли к нему вообще наши человеческие представления о границах? На эти вопросы у меня нет ответов.
По отношению к Пространству бессмысленно применять местоимения, характеризующие половую принадлежность, так как разделение на два пола – это явление, характерное только для растительных, животных и человеческих организмов. Поэтому Пространство – это ни «он», и не «она». Ближе всего к нему местоимение «оно», но и это условность. По отношению к Пространству вообще не следует употреблять понятия, связанные с половыми различиями. Это можно делать лишь по отношению к Духу и Материи, да и то символически.
В состоянии проявленности Космический Логос заполнен «Материей» и «Духом», объединяющихся затем в составе «Души».
Современные ученые в большинстве своем отвергают идеалистический подход к вопросам строения Вселенной. Отвергают Творца, Бога как основной руководящий и творящий принцип Вселенной. Однако в науке всюду можно встретить понятие «Природа». Малопонятное, необъяснимое, всемогущее, в смысловом отношении очень напоминающее религиозные термины «Бог» и «Творец». И когда ученый говорит: «Законы Природы», это звучит как «Слово Боже» в устах истинно верующего.
Повсюду можно встретить проявления творческой активности Бога (Творческого Пространства). Каждый химический элемент, каждая элементарная частица – это результат его непрестанной «работы». Наблюдая физические, химические, биологические и астрономические явления окружающего мира, прикасаешься к Божественному.
Комментарии:
Похожие статьи:
29 сентября 2014, Понедельник
Христианство или New Age. Что выбрать?
15 октября 2009, Четверг
Бог. Земля. Человек.
26 июля 2006, Среда
Осознанные сновидения, В.И. Громов
01 августа 2007, Среда
Начальный курс оккультизма
24 декабря 2011, Суббота
Альтернатива монистической философии - Диалектический дуализм
17 октября 2016, Понедельник
Православие или Оккультизм, что выбрать? Откровения бывшего практика.
01 августа 2007, Среда
Восхождение