ЗАГАДКА КУЛЬТА АТОНА
Интересная гипотеза о событиях, как в Египте, так и на острове Санторин выдви-гается в статье Алексея Морозова (НиР № 3, 1990 г, с.36-39), которая называется
« ЗАГАДКА КУЛЬТА АТОНА
Вопросы без ответов.
В 1419 году до н.э. на египетский престол вступает фараон Аменхотеп IV, со-всем еще молодой человек, чья внешность как того и более позднего времени гово-рил о его интеллектуальности и чувственности и нисколько не обнаруживала муже-ственного борца и реформатора. Тем не менее, именно он и в невиданно короткий срок ломает многовековую религиозную традицию с культом верховного бога Амона, создает новый государственный культ Атона – солнечного диска, покидает столицу, Фивы, и строит новую – грандиозный город Ахетатон (очередная столица Египта! – авт.). Он отказывается от своего прежнего имени Аменхотеп – «Амон доволен», и называет себя Эхнатон – «Полезный Атону». На эти удивительные реформы ему по-требовалось всего шесть лет.
На 13-м году правления фараон запрещает употребление слова «бог» и «боги» (они в сознании людей связаны с прежними культами) на том основании, что над миром властно одно лишь солнце, видимое нами как диск, а Египтом и сопредель-ными странами правит его именем владыка Эхнатон.
«Полезный Атону» фараон умер на 17-м году своего правления. Короткой оказа-лась жизнь новой религии: вскоре бог Амон был восстановлен в своих правах. жите-ли оставили великолепную столицу, построенную Эхнатоном. А спустя четверть века Эхнатон объявлен еретиком, и имена его и его ближайших наследников повсеместно уничтожаются.
Чем был вызван религиозный переворот? Как смог осуществить его молодой фа-раон? И совершенно непонятно – как удалось Эхнатону преодолеть религиозный консерватизм масс, это извечное свойство общественного сознания, сохранившееся в полной мере и в наше время? За 12 лет произошел коренной, полный отказ от ста-рого культа, складывавшегося в течение тысяч лет в пользу нового культа – случай, как в предыдущей, так и в последующей истории беспрецедентный.
Большинство предложенных объяснений исходят из личных качеств правителя, не захотевшего делить власть со жрецами. «Опираясь на средние слои населения, на так называемую «немху», Аменхотеп IV нанес удар фиванскому жречеству и ста-рой аристократии, а потом провозгласил государственный культ бога Атона»…- так, например, толкует появление новой религии Советская историческая энциклопедия» (т.1, с. 449)
Существует и другая точка зрения: превращение Египта в мировую державу тре-бовало «денационализации» египетской религии…
Названные обстоятельства существенны, однако никак не объясняют ряда весь-ма характерных особенностей переворота, совершенного Эхнатоном, о которых мы будем говорить ниже. К тому же указанные выше причины не исчезли после смерти Эхнатона, но все-таки прежняя религия была восстановлена в правах.
Что же это за сила в кратчайший срок революционно переломившая вековые ус-тои? Мне представляется, что такая революция могла быть успешной при том усло-вии, что она шла не столько «сверху», сколько «снизу», выражая настрой широких слоев населения. Это сами массы отшатнулись от старых богов. Очевидно, они пе-режили какую-то глобальную трагедию, с которой старые боги «не справились»…
В последнее время много написано о гигантском взрыве вулкана на острове Сан-торин в Эгейском море, произошедшем в период 1450-1400 гг. до н.э. Этот катаклизм интересует исследователей, занимающихся проблемой Атлантиды и гибелью древ-ней цивилизации на острове Крит (так называемой микенской культуры – авт.). но почти никто не обратил внимание на совпадение времени этого взрыва с периодом, когда был совершен переворот Эхнатона, и совсем никто не попробовал связать эти два события.
В результате взрыва вулканические выбросы на долгое время закрыли непрони-цаемым ядовитым облаком небо на огромном пространстве восточной части Среди-земноморья, включая Египет. Сейчас часто пишут, что это та самая «египетская тьма, о которой повествует Библия в связи с «Исходом евреев из Египта».
Естественно, что такое экстраординарное событие, как вызванные извержением Санторина многодневная египетская тьма», цунами, массовые отравления вулкани-ческими газами и т.п. могли резко изменить религиозную идеологию масс. Однако при попытке обосновать эту идею с помощью письменных египетских источников мы сталкиваемся с парадоксальным фактом: никаких явных упоминаний о санторинской катастрофе в египетских письменных памятниках вообще не обнаружено. Египтяне сознательно умалчивали в дошедших до нас записях о происшедшей трагедии. Мо-жет быть это своего рода «табу» на воспоминания о «божьем гневе»? а может быть это табу связано именно с деятельностью Эхнатона?
Заметим, что крупнейший современный исследователь по эпохе Эхнатона Ю.Я.Перепелкин, написавший о ней тысячи страниц, так и не высказал четко своего мнения о коренных причинах солнцепоклоннического переворота. Кстати, наше из-ложение истории событий опирается, прежде всего, на его работы, в особенности на его статью «Солнцепоклоннический переворот» в коллективной монографии «Исто-рия Древнего Востока», ч. 2, 1988.
События в Египте.
Тем, кто видел сфинксов на берегу Невы знаком облик отца Эхнатона – фараона Аменхотепа III. Именно он запечатлен в их лицах. Он царствовал долго, 38 лет, и период его правления был «золотым веком» Древнего Египта. Память о нем в наро-де не умирала почти 1000 лет. Не войнами отмечено царствование Аменхотепа 3, а гигантским строительством храмов и, прежде всего, в честь главного бога – Амона. Атмосфера в обществе была достаточно свободной. Отмечено, что именно в этот период правления появляются идеи религиозной терпимости. Среди воспитателей будущего фараона Аменхотепа IV был критянин – выходец из страны, которая, судя по ее искусству, была, пожалуй, наиболее «светской» и «недогматичной» для своего времени.
Когда умер Аменхотеп IV, его вдова занялась подготовкой похорон в старых тра-дициях, а царская титулатура нового Аменхотепа IV, как никогда была лестной для бога Амона. Однако уже первый год правления Аменхотепа IV ознаменовался каки-ми-то неприятными событиями. О них молодой фараон глухо вспоминал позже, на шестом году своего царствования.
В начале второго года правления он включает в свою титулатуру слова «единст-венный для Ра», т.е. «имеющий исключительное значение для Солнца». А двор фа-раона в Фивах получает необыкновенное название «Замок ликования на небоскло-не». И это очень странно. Дело в том, что в «Замках ликования» проводился обычно праздник «хеб-сед», который по египетской традиции отмечается в год 30-летия правления фараона, когда. Как считалось, возникает опасность физической слабо-сти фараона и надо позаботиться о его «возрождении» (Этот обычай идет от времен первобытных общин, когда вождя умерщвляли по достижении определенного воз-раста; позднее, с развитием цивилизации, вместо вождя убивали раба; а потом этот ритуал стал символическим). Естественно предположить, что название «Замок лико-вания в небосклоне» было вызвано успешным преодоление каких-то «неполадок», происшедших с Солнцем…
Но на четвертом году правления фараону опять пришлось «услышать что-то дур-ное»… И Аменхотеп IV усиливает пропаганду культа «солнечного диска» - Атона. Объявляется, что он – отец царствующего фараона, и его имя вместе с именем фа-раона, пишется в картушках («кольцах»). Перед словом «Атон» ставится знак жизни «анх», означающий «да живет». Появляется и официальное изображение Атона: круг (диск) со змеей («уреем») внизу и множеством лучей, оканчивающихся кистями рук. Никакого антропоформизма, присущего изображениям старых богов! Возникает новое богослужение: не в храмах, а под открытым небом, обращаясь непосредст-венно к Солнцу. А в конце пятого года правления Аменхотеп IV празднует свой «хеб-сед» задолго до установленного традицией срока.
В начале шестого года правления произошло нечто худшее по сравнению с ус-лышанным царем ранее. Во всяком случае, так, опять глухо, сообщают надписи на плитах столицы Ахетатона. С этого момента события разворачиваются бурно, про-исходят радикальные преобразования.
Весной этого знаменательного года совершается грандиозное жертвоприноше-ние Солнцу. Фараон принимает новое имя - Эхнатон («Полезный Атону»), основыва-ет новую столицу - Ахетатон («Небосклон Атона»). Стоя на золотой колеснице перед распростертыми ниц придворными , фараон объявляет: «Сотворю я Ахетатон Атону, моему отцу, (в)этом месте. Не сотворю я ему Ахетатон на север от него, на запад от него, на восток от него… Не скажу я: «Брошу Ахетатон, пойду я, сотворю я Ахетатон в этом другом месте добром… но (сотворю я) Ахетатон Атону, что возжелал он для себя сам, коим удовлетворился он, на вековечность и вечность».
Возможно, Эхнатон покинул Фивы из-за противодействия новому культу фиван-ских жрецов. Но почему столь жестко зафиксировано место строительства новой столицы – Ахетатона? Как бы то ни было, она бурно росла, а вместе с нею росли масштабы поклонения Солнцу. С девятого года правления начинается энергичное уничтожение записей имени Амона.
12-й год правления Эхнатона ознаменовался объявлением войны всем старым богам. Само слово «бог» отвергается. Как царь, так и само Солнце называются только «владыками». Люди разного общественного положения, получившие при ро-ждении имена старых божеств, заменяют их именем Солнца. Впрочем, чаще это бы-ло имя древнего бога Ра, нежели имя царского Солнца – Атон.
На 17-м году правления Эхнатон умирает. Имя этого фараона настолько почи-таемо, что его преемник, обычно известный под именем Семнехкара, вопреки тра-диции присоединил к своему титулу эпитет, выставляющий его любимцев почившего владыки. Преемник Эхнатона был почти мальчик, ибо умер в возрасте около 20-ти лет, процарствовал не более пяти лет. Но уже не позже 3-го года его царствования возвращается почитание прежнего бога - Амона. Вскоре из имени нового фараона исчезают слова «Атон» и «Эхнатон». В Фивах слово «бог» опять входит в употреб-ление. Хотя лучезарное многорукое Солнце еще по-прежнему озаряет в Ахетатоне изображение новой царской четы, и жена фараона сохраняет в своем имени слово «Атон». Складывается своеобразное «двоеверие».
После смерти Семнехкара на престоле опять ребенок, пяти- семилетний Тутан-хатон. Примерно четыре года спустя в его имя приобретает всем хорошо известное имя – Тутанхамон. Вскоре двор фараона покидает «солнечную столицу» Ахетатон, хотя обосновывается не в прежней столице – Фивах, а в Мемфисе. Тутанхамон умер молодым, пробыв на престоле 10-14 лет. После него на престоле оказывается ста-рый царедворец Эйе, правивший четыре или пять лет. При нем двоеверие сохраня-лось. Но смерть Эйе в то же время была и концом 18-й династии. Преемник Эйе, Хо-ремхеб, энергичный и умный деятель, бывший военачальником при Тутанхамоне, не был родственно связан с ушедшей 18-й династией. На престол его возвело жречест-во Амона, столь сильно пострадавшее от реформ Эхнатона. При Хоремхебе начи-нается повсеместное восстановление и расширение старых храмов. Фараоны Эхна-тон Семнехкара, Тутанхамон и Эйе, чьи имена связаны с культом Атона, объявляют-ся еретиками и вычеркиваются их списков «законных» фараонов. В официальных египетских хрониках после Аменхотепа 3 значится Хоремхеб.
Правда, часть египтян – из культурных слоев – втайне продолжают сохранять верность Атону. Вероятно, что-то заставляло их помнить о видимом солнечном дис-ке.
Так закончился уникальный период в истории Египта, он продолжался примерно 40-50 лет, из которых более половины приходится на время после Эхнатона. Такая живучесть солнцепоклонничества говорит, с нашей точки зрения, о том, что оно не было просто капризом Эхнатона, как часто пишут, а отражало какие-то существен-ные факторы.
Но все-таки новая религия была разгромлена. Тому целый ряд причин, часть ко-торых лежит на поверхности: отсутствие достойных преемников; могущество озлоб-ленных жрецов Амона и других богов; слишком быстрый темп перестройки в такой консервативной области, как религия; известная абстрактность учения позднего Эх-натона. Огромное значение имели, конечно, и внешние факторы: политические не-удачи правления Эхнатона, приведшие к отпадению от Египта богатых областей в Сирии – Палестине и на юге. Но, по-видимому, была еще одна причина, а именно исчезновение тех факторов, которые непосредственно стимулировали реформы Эх-натона и, которые мы связываем с извержением вулкана на Санторине.
События на Санторине.
Архипелаг Санторин в Эгейском море находится в 120 км к северу от острова Крит и примерно в 700 км от дельты Нила. В нем сейчас пять островов, возникших после гигантского единого острова и серии последующих извержений. Берега глав-ного острова Тиры резко обрываются в море, образуя стену высотой до 200 м. Глу-бина залива – 380 м – е позволяет судам бросить здесь якорь. Бывший здесь когда-то вулканический конус обрушился. И в результате образовался огромный провал. А перед этим в течение длительного времени вулкан извергал лаву и пемзу. По оцен-кам исследователей, всего за время извержений и взрыва было выброшено около 80 кубических километров лавы, пемзы и пепла. Оставшаяся поверхность острова по-крыта почти 30-метровым слоем вулканических пород.
Раскопки на Тире обнаружили свидетельства критской культуры. Но не были найдены ни скелеты, ни дорогие вещи из золота и серебра. Видимо, люди покинули остров, предупрежденные о грядущей катастрофе какими-то событиями…
Но для нас интересна другая особенность, открытая при раскопках. Четко про-сматриваются три слоя разделенных между собой поверхностями эрозии, которые образовались в те промежутки времени, когда выпадение пепла прекращалось и по-верхность достаточно долго подвергалась воздействию дождей и ветров. Самый нижний слой пепла сильно окрашен в красный цвет соединениями железа. Самый верхний слой – самый толстый – до 2025 см. предполагают, что извержение на Тире продолжалось 10-20 лет, с перерывами. Радиоуглеродный анализ обломка дерева дает время катастрофы 1450 год до н.э, плюс-минус 100 лет. Следует отметить еще сведения, добытые в результате исследования донных отложений Эгейского моря и восточной части Средиземного моря. На взятых в этих участках колонках отложений хорошо видны два слоя мелких осколков вулканического стекла (тефры). Нижний слой говорит о взрыве, случившемся около 25 тысяч лет назад, и к нашему рассказу отношения не имеет. Верхний слой возник от «нашего» взрыва. Толщина его даже на значительном расстоянии от острова Санторин равна десяткам сантиметров, а слой в 1,5-2 см прослеживается на расстоянии почти 500 км, т.е. не достигает дель-ты Нила всего лишь на 200 км. Вероятно, во время сильных извержений и в момент взрыва ветер дул в сторону Египта.
То, что сейчас «язык» тефры не дотягивается до Египта, вовсе не означает, что содержавшее его облако, не достигло Египта. Б.А.Трубников и его коллеги доказали, что в среднем толщина пепла. Выпавшего на поверхность земли, обратно пропор-циональна квадрату расстояния от выбросившего его вулкана. Следовательно, про-стой расчет показывает, что плотность выпадения тефры в Египте была всего в 2-3 раза меньше, чем на расстоянии 200 км от него. А сколько же ее содержалось в ту-чах, идущих от Санторина в сторону Египта? Это были мощные тучи, плотно закры-вающие небо и сопровождавшиеся грозами, ливнями и молниями. Так было при двух первых извержениях и на начальной стадии третьего (вспомним три слоя пепла на острове Тира). Но третье извержение завершилось взрывом вулкана. А это уже не только огромный выброс минеральных масс. Это также цунами, обрушившиеся на берега Эгейского моря и восточного Средиземноморья. Высота их могла исчислять-ся многими десятками метров…
Широко известен взрыв вулкана Кракатау на одноименном острове в Индонезии в конце августа 1883 года. Этому взрыву предшествовало относительно спокойное извержение, начавшееся в мае 1883 года. Оно продолжалось до конца августа, а за-тем начались мощные взрывы. Кульминации они достигли 26 августа, когда на 30-километровую высоту был заброшен пепел. Потом последовали новые, хотя и менее значительные извержения, и на второй день вся окрестность в радиусе 160 км заво-локлись дымом и пылью. Мрак длился 22 часа, а на Суматре даже 56 часов. Потом взрывы повторились до полудня 27 августа в воздух со страшным грохотом было выброшено столько пепла и пемзы, что они покрыли поверхность в 300 000 квадрат-ных км. Грохот был настолько сильным, что отчетливо был слышен даже в Австра-лии.
Ослабевающие взрывы продолжались до февраля 1884 года, когда Кракатау окончательно успокоился. Объем масс, выброшенных этим вулканом, оценивается в 20 кубических километров. Взрыв Кракатау также сопровождался погружением части острова в океан. Но здесь размеры кальдеры (провала) в несколько раз меньше, чем на Санторине. Однако, волна, вызванная взрывом Кракатау, обошла весь земной шар. Высота цунами на берегах Явы достигала 35 м, а пепел, выброшенный в стра-тосферу, в течение длительного времени на обширных пространствах (включая Ев-ропу) создавал «розовые зори». В результате катастрофы погибло около 40 тысяч человек.
Следует отметить, что извержение часто сопровождается выделением больших количеств смертоносных сернистых газов. Кроме того, большие массы пепла в атмо-сфере могут заметно снижать поток солнечного тепла, идущего на Землю (вспомним описание «ядерной зимы» в современной литературе). И тогда понижается темпера-тура больших участков земной поверхности. И не только в местах извержения вул-канов. Поэтому трудно даже вообразить все, что творилось в Эгейском море и в про-странствах к югу от него во время гигантского извержения и взрыва Санторина…
Что говорили о нем древние? В египетских источниках. Как мы уже отмечали, яв-ных указаний на эту катастрофу нет. Этот факт сам по себе очень многозначителен. Однако, у других народов мы находим свидетельства, которые можно связать с со-бытиями на Санторине.
У греков есть три таких предания. Прежде всего это рассказы Платона об Атлан-тиде в его диалогах «Тимей» и «Критий». Сейчас многие исследователи склоняются к тому, что предание об Атлантиде имело своим прототипом острова Крит и Санто-рин, а взрыв последнего породил рассказ о гибели острова атлантов.
Второе предание – поэма Гесиода «Теогония», рассказывающая о грандиозной борьбе богов и титанов. Впечатляющие картины поэмы рядом ученых интерпрети-руются как фазы мощного вулканического извержения. Победив черных титанов с помощью молний, Зевс стал владыкой мира.
Наконец, третье предание – это рассказ о «Девкалионовом потопе», произошед-шем в догомеровскую эпоху. Во время этого потопа была затоплена Аттика, а тучи, говорится в предании, надолго закрыли небо, превратив день в ночь.
Весьма содержательную информацию об интересующих нас событиях можно об-наружить в Библии, при всей присущей этому источнику сильной деформации ре-альности. Там говорится об исходе евреев из Египта под предводительством Мои-сея, который относится исследователями к периоду с 1500 по 1250 год до н.э., т.е. приблизительно к тому же времени, когда происходило извержение Санторина. пом-ните библейские казни? Их насылает на Египет Моисей, чтобы заставить фараона отпустить его народ из страны. Среди этих «казней» - превращение вод Нила в кровь; появление несметного числа жаб, комаров, лягушек и мух; поражение людей страшными болезнями кожи и, наконец, - непроглядная «египетская тьма», в кото-рую страна погружена три дня.
Американский ученый Д. Бенет предположил, что эти «казни» легко объяснить, если считать, что на Египет обрушились мощные ядовитые вулканические тучи, со-держащие железистые («кровь»!) и сернистые соединения. Выше мы уже отмечали, что в продуктах извержения Санторина, особенно первого, эти соединения содер-жатся в больших количествах. Заметим, кстати, что наряду с египетскими событиями в Библии упоминается и катастрофа на Крите.
И еще один факт той эпохи. Клинописная табличка из развалин древнего города Угарита (в теперешней Сирии) сообщает о захлестнувших город гигантских волнах, причинивших ему огромные бедствия.
Современные исследователи обращаются к взрыву на Санторине, главным обра-зом (если оставить в стороне Атлантиду и Библию) в связи с гибелью крито-минойской цивилизации. Здесь есть отдельные непроявленные моменты. Однако, без сомнения, эта катастрофа – одна из основных причин гибели. В общем виде признается ее влияние и на жизнь других стран, в том числе Египта. «Взрывы вулка-на, сопровождающиеся сильнейшим грохотом, могли быть слышны на расстоянии нескольких тысяч километров от Санторина. Огромные облака, насыщенные ядови-той пылью с окислами и сульфатом железа, подхватываемые и переносимые севе-ро-западным ветром. Воздушны волны и необычайные солнечные затмения после извержения также должны были ощущаться на больших расстояниях. Все эти явле-ния, также как и исчезновение минойской цивилизации, не могли не отразиться на развитии египетской цивилизации, существовавшей во времена извержения Санто-рина» (Нинкович Д., Хейзен. «Тефра острова Санторин» - Геология и геофизика морского дня»,1969).
Авторы приведенной цитаты, наиболее конкретно рассматривавшие вопрос «Санторин – Египет» считают, что эта катастрофа заставила Аменхотепа 3 (отца Эхнатона) прекратить военные походы. В результате чего и наступил в его царство-вании период дружеских отношений с соседними странами. Однако, это не вяжется со «спокойной» жизнью Аменхотепа III на протяжении его царствования, ведь извер-жения на Санторине продолжались в течение нескольких лет. В то же время эпоха Эхнатона поражает своими драматическими «рывками». А Эхнатон? О его эпохе у цитируемых авторов одна фраза: «Все интересы Эхнатона сосредоточились на религиозной реформе». Пусть так. Кстати, здесь интересные цитаты и афоризмы других царей и ученых. Но снова спросим: что же заставило на ней сосредоточиться?
Наша модель.
Поскольку ответа на этот вопрос в имеющейся литературе не содержится, изло-жим нашу точку зрения на смысл событий в Египте в период правления Аменхотепа IV, принявшего имя Эхнатон.
Вся предыстория говорит о том, что у молодого фараона при вступлении на пре-стол не было никаких намерений существенно менять что-либо в том сказочно-великолепном мире, который оставил ему отец. Это видно из того, с какой необы-чайной щедростью включает он имя традиционного бога Амона в свою титулатуру…
На исходе первого года его правления до Египта доносятся последствия первого крупного извержения на острове Санторин. По цвету пепла, отложившегося на Сан-торине (красный слой), это извержение можно было бы назвать «красным». По ви-димому, до Египта дошли достаточно мощные цунами, мрачные ядовитые тучи, на-долго закрывшие небо. Начались затяжные дожди, град, грозы с мощными раската-ми грома и молниями…
Но главное, эта страна, всегда обласканная благосклонным к ней солнцем, вдруг лишилась его тепла и света. Народ воспринял это как страшное бедствие, трагедию. Жрецы Амона и других богов пытались справиться с бедствием, но напрасны были их моления и жертвы. А для Аменхотепа IV ситуация драматична вдвойне. Ведь в Египте фараон не только царь, но еще и бог. И потому все хорошее и все плохое в стране мистически связывается с фараоном. Он лично ответственен за обрушив-шиеся несчастья. Аменхотеп IV понимает: отвести беду от страны – значит, отвести беду от себя.
Может быть, солнце разгневалось на Египет из-за недостаточного внимания к нему? Может быть, египтяне молятся не тем богам, и статуи их в темных храмах не могут помочь людям? Надо молиться «Видимому Солнцу», а не старым богам, - с этой радикальной идеей Аменхотеп IV и выступает перед народом. Именно в это время он вводит в титулатуру слова «Единственный для Ра».
Действия фараона «достигают цели»! спустя некоторое время извержение пре-кращается. Солнце вновь появилось над Египтом. Народ ликует. Тут и возникает идея «ликования на небосклоне», связываемая с «выздоровлением» Солнца.
Но проходит два года и ситуация повторяется. Но теперь фараон знает, что надо делать: молиться и приносить дары новому богу – «солнечному диску» Атону или его древнему предшественнику – Ра. Старые боги отодвигаются на второй план и снова через некоторое время извержение прекращается. Опять – Солнце, опять - нор-мальная жизнь. На этом этапе двоеверие, хотя уже и ослабленное, сохраняется.
И Атон этого «не прощает». На шестом году правления Аменхотепа 4 начинается третье извержение, завершившееся. Как мы знаем, гигантским взрывом Санторина.
Сопровождаемые гулом дальнего извержения огромные удушливые тучи, рассе-каемые грохочущими молниями, закрывают непроницаемым пологом долину, прино-ся с собой гибель десяткам тысяч людей. Кошмар продолжается день, второй, тре-тий. Трудно представить себе весь драматизм этих беспросветных суток. естествен-но, что в мятущихся толпах все больше должна зреть жажда увидеть диск Солнца, олицетворяемый единственным богом – богом Солнца – Атоном. Обеты, жертвы, моления, клятвы. И вот, наконец, сквозь тучи прорезается багровый солнечный диск, что вызывает неописуемый восторг и покаянное стремление покончить с двоевери-ем. Аменхотеп 4 становится Эхнатоном. Начинается новой столицы, посвященной Атону, где Эхнатон клятвенно обещает построить «дома в небосклоне». Выбор мес-та для новой столицы – Ахетатона можно объяснить, например тем, что именно здесь фараон увидел выглянувшее из-за туч Солнце или до этого места докатились волны разбушевавшегося моря, и все трагедии завершились. Жизнь входит в нор-мальную колею вскоре фараон узнает, что вулкан, грозивший гибелью Египту, угас.
Последняя вспышка усиления культа Атона – на 12-м году правления Эхнатона – смогла иметь самые разные причины. Это и слабые остаточные извержения, следы которых не дошли до наших дней; это желание Эхнатона логически оформить свое учение о «Солнечном диске». А, может быть, было что-то иное…
Как бы то ни было, Эхнатон «спасший Египет от гибели», окружен почитанием. На него все надежды: а вдруг все начнется сначала? Он – гарантия солнечного света, без которого все живое гибнет…
И действительно, последующие за взрывом Санторина 11 лет, до окончания его царствования, протекают без потрясений. Наступает время наследников – опять спокойно. Затаившиеся служители Амона поднимают головы. Ведь прошло много лет, выросло новое поколение, для которого все случившееся – почти сказка. А вот непрерывные потери земель на востоке и юге – реальность. С этим надо бороться. А кто был богом-воителем, защитником Египта? Амон! А как с ним обошелся Эхнатон? Может быть, вообще все напасти навлек на Египет этот еретик? Скорее предать его проклятию, вырвать с корнем все, созданное им…
И только немногие знали, как было дело на самом деле. Но об этом лучше мол-чать».
Нельзя не согласиться с автором статьи в том, что, судя по внешнему виду Эхнатона, трудно заподозрить в нем будущего реформатора, обладающего напором и мужественно-стью. Более того, первые шаги молодого фараона после вступления на престол показывают, что он в большей степени относится к тем, кого в наши дни принято называть «золотой» мо-лодежью. И для кого проще «промотать» наследство отца, чем его приумножить. Поэтому шаги Аменхотепа IV, будущего Эхнатона по выполнению религиозной реформы, конечно же, вызывают удивление. Тем более, что подобное действие осуществлялось в стране, кото-рая являлась религиозной как говорится, «от порта до клотика». Что еще более вызывает удивление так это то, что реформы Эхнатона восприняли широкие массы народа – действи-тельно слишком неповоротливого монстра, неспособного к резким поворотам. И, на тебе! Реформы Эхнатона идут на ура! Они вызывают одобрение даже у тех, кто еще вчера не счи-тал себя приверженцем этих реформ.
Поэтому предположения автора статьи очень даже реальны. Другое дело, кто на самом деле, автор этих реформ. На мой взгляд, Эхнатон лишь исполнитель (по крайней мере, на первых порах) чьего-то замысла. Того, кто был основательный дока в вопросах религии. И тут на ум приходит ни кто иной, как Моисей, а с ним и его учитель Иофор. А также то, что в среде иудеев уже существовала религия очень даже подобная той, что ввел на территории Египта Эхнатон.
В самом деле, иудаизм – религия монотеизма, т.е. единобожия, и солнцепоклонничество Эхнатона тоже монотеизм – поклонение видимому диску Солнца. Причем солнцепоклонни-чество Атону (как и иудаизм) вначале также было вполне абстрактной религией, т.е. не имеющей внешних атрибутов (как, например, христианство или буддизм). Изображение сол-нечного диска появилось лишь на четвертом году правления Эхнатона, хотя начало проблем у него обнаружилось уже в конце первого года правления.
Поэтому представляется очень вероятным, что у Эхнатона были советники (или, если хо-тите, советчики), которые его руками и творили те реформы, которые теперь известны, как религиозные реформы Эхнатона. К месту, вспомнить одну пословицу, которая говорит: «Го-сударя делает свита». Здесь возникает вопрос: почему все-таки провалилась религиозная ре-форма Эхнатона? Вариантов может быть много, но один из них представляется наиболее верным. Он заключается в переоценке личности Эхнатона. Повторю, что Эхнатон не был по натуре реформатором, а стал им по необходимости (точнее, по нужде). Более того, он, скорее всего, был слабой личностью, т.к. даже в экстремальных условиях он не смог сразу же уст-ранить конкурентов, которые исповедовали культ Амона. Потому долгое время в стране су-ществовало двоеверие. Поэтому вполне вероятно, что его советники (скорее всего из иудеев) очень скоро поняли, что Эхнатон не та фигура (в политическом плане) на которого стоит де-лать ставку.
Ведь любая реформа помимо всего прочего подразумевает создание общественных ин-ститутов, которые бы были заинтересованы в продолжении и развитии данной реформы. Го-воря о религиозной реформе Эхнатона, имеется в виду создание нового слоя служителей культа Атона, которые бы повсеместно выдавили из общественной жизни служителей культа Амона. А этого-то, скорее всего, не было сделано. Или делалось слишком медленными тем-пами.
К тому же, советники Эхнатона понимали, что рано или поздно, но извержение вулкана на Санторине закончится. Наступит совсем другая пора, которая потребует от фараона новых идей по обустройству общества, т.е. проведение реформ уже в самом обществе, в частности, в его экономике. Ведь экономика страны после шести лет катаклизмов наверняка пришла в упадок. К тому же, на границах Египта зашевелились противники Египта, которые были бы не прочь воспользоваться слабостью Египта и отломить от него кусочек плодородных зе-мель. Что собственно и произошло.
В этой обстановке от Эхнатона требовалось уже умение кризисного менеджера, который мог бы предложить решения назревших проблем. Однако, Эхнатон был на это не способен. Однажды оседлав конька в виде религиозной реформы, он пытался выжать из нее все до кап-ли. Так что те реформы, что Эхнатон провел на 12-м году правления, были (скорее всего) вы-званы именно вышеуказанными причинами. Он, может быть, и хотел что-то сделать, но не мог.
Его советники из иудеев очень быстро поняли, что надеяться на Эхнатона нельзя и, при-няли решение уводить иудеев из Египта. Решение было тем более правильным, что первона-чальное место расположения Эхнатона был город Фивы, где очень не любили иудеев, име-нуемых гиксосами. Поэтому иудеи из Египта ушли. Но ушли не как беженцы, как это было описано позже в книге Исход. Ушли вполне достойно. Версия же, описанная в Библии была придумана, скорее всего, значительно позже, для оправдания факта ухода с насиженных мест.
Что интересно, в Библии не сказано, какое море переходили израильтяне, уходя от пого-ни египтян. Точнее, сказано так: «Когда же фараон отпустил народ, Бог не повел его по до-роге земли Филистимской, потому что она близка; ибо сказал Бог, чтобы не раскаялся на-род, увидев войну, и не возвратился в Египет. И повел Бог народ дорогой пустыню к Черм-ному морю. И вышли сыны Израилевы из земли Египетской». (Исх.13-17/18). Увы, в этой ци-тате есть одна неувязка. Вот, что пишет о филистимлянах БСЭ: «ФИЛИСТИМЛЯНЕ (от древнееврейского пелиштим), народ, поселившийся в 12 в. до н. э. в юго-западной части Ха-наана, на восточном побережье Средиземного моря». Если учесть, что извержение на Сан-торине, а значит, и реформы Эхнатона происходили в 15 веке до н.э., получается, что изра-ильтяне никак не могли встретиться с филистимлянами, которые оказались в Палестине лишь три века спустя. Собственно от их еврейского названия и произошло название страны Палестина.
Следовательно, и сама версия о походе к Чермному (т.е. Красному) морю выглядит весь-ма сомнительной. Причем если учесть, что история исхода израильтян из Египта – это плод воображения составителей Ветхого Завета, почему не предположить, что израильтяне ушли совсем в другую сторону. Но об этом разговор впереди.
« ЗАГАДКА КУЛЬТА АТОНА
Вопросы без ответов.
В 1419 году до н.э. на египетский престол вступает фараон Аменхотеп IV, со-всем еще молодой человек, чья внешность как того и более позднего времени гово-рил о его интеллектуальности и чувственности и нисколько не обнаруживала муже-ственного борца и реформатора. Тем не менее, именно он и в невиданно короткий срок ломает многовековую религиозную традицию с культом верховного бога Амона, создает новый государственный культ Атона – солнечного диска, покидает столицу, Фивы, и строит новую – грандиозный город Ахетатон (очередная столица Египта! – авт.). Он отказывается от своего прежнего имени Аменхотеп – «Амон доволен», и называет себя Эхнатон – «Полезный Атону». На эти удивительные реформы ему по-требовалось всего шесть лет.
На 13-м году правления фараон запрещает употребление слова «бог» и «боги» (они в сознании людей связаны с прежними культами) на том основании, что над миром властно одно лишь солнце, видимое нами как диск, а Египтом и сопредель-ными странами правит его именем владыка Эхнатон.
«Полезный Атону» фараон умер на 17-м году своего правления. Короткой оказа-лась жизнь новой религии: вскоре бог Амон был восстановлен в своих правах. жите-ли оставили великолепную столицу, построенную Эхнатоном. А спустя четверть века Эхнатон объявлен еретиком, и имена его и его ближайших наследников повсеместно уничтожаются.
Чем был вызван религиозный переворот? Как смог осуществить его молодой фа-раон? И совершенно непонятно – как удалось Эхнатону преодолеть религиозный консерватизм масс, это извечное свойство общественного сознания, сохранившееся в полной мере и в наше время? За 12 лет произошел коренной, полный отказ от ста-рого культа, складывавшегося в течение тысяч лет в пользу нового культа – случай, как в предыдущей, так и в последующей истории беспрецедентный.
Большинство предложенных объяснений исходят из личных качеств правителя, не захотевшего делить власть со жрецами. «Опираясь на средние слои населения, на так называемую «немху», Аменхотеп IV нанес удар фиванскому жречеству и ста-рой аристократии, а потом провозгласил государственный культ бога Атона»…- так, например, толкует появление новой религии Советская историческая энциклопедия» (т.1, с. 449)
Существует и другая точка зрения: превращение Египта в мировую державу тре-бовало «денационализации» египетской религии…
Названные обстоятельства существенны, однако никак не объясняют ряда весь-ма характерных особенностей переворота, совершенного Эхнатоном, о которых мы будем говорить ниже. К тому же указанные выше причины не исчезли после смерти Эхнатона, но все-таки прежняя религия была восстановлена в правах.
Что же это за сила в кратчайший срок революционно переломившая вековые ус-тои? Мне представляется, что такая революция могла быть успешной при том усло-вии, что она шла не столько «сверху», сколько «снизу», выражая настрой широких слоев населения. Это сами массы отшатнулись от старых богов. Очевидно, они пе-режили какую-то глобальную трагедию, с которой старые боги «не справились»…
В последнее время много написано о гигантском взрыве вулкана на острове Сан-торин в Эгейском море, произошедшем в период 1450-1400 гг. до н.э. Этот катаклизм интересует исследователей, занимающихся проблемой Атлантиды и гибелью древ-ней цивилизации на острове Крит (так называемой микенской культуры – авт.). но почти никто не обратил внимание на совпадение времени этого взрыва с периодом, когда был совершен переворот Эхнатона, и совсем никто не попробовал связать эти два события.
В результате взрыва вулканические выбросы на долгое время закрыли непрони-цаемым ядовитым облаком небо на огромном пространстве восточной части Среди-земноморья, включая Египет. Сейчас часто пишут, что это та самая «египетская тьма, о которой повествует Библия в связи с «Исходом евреев из Египта».
Естественно, что такое экстраординарное событие, как вызванные извержением Санторина многодневная египетская тьма», цунами, массовые отравления вулкани-ческими газами и т.п. могли резко изменить религиозную идеологию масс. Однако при попытке обосновать эту идею с помощью письменных египетских источников мы сталкиваемся с парадоксальным фактом: никаких явных упоминаний о санторинской катастрофе в египетских письменных памятниках вообще не обнаружено. Египтяне сознательно умалчивали в дошедших до нас записях о происшедшей трагедии. Мо-жет быть это своего рода «табу» на воспоминания о «божьем гневе»? а может быть это табу связано именно с деятельностью Эхнатона?
Заметим, что крупнейший современный исследователь по эпохе Эхнатона Ю.Я.Перепелкин, написавший о ней тысячи страниц, так и не высказал четко своего мнения о коренных причинах солнцепоклоннического переворота. Кстати, наше из-ложение истории событий опирается, прежде всего, на его работы, в особенности на его статью «Солнцепоклоннический переворот» в коллективной монографии «Исто-рия Древнего Востока», ч. 2, 1988.
События в Египте.
Тем, кто видел сфинксов на берегу Невы знаком облик отца Эхнатона – фараона Аменхотепа III. Именно он запечатлен в их лицах. Он царствовал долго, 38 лет, и период его правления был «золотым веком» Древнего Египта. Память о нем в наро-де не умирала почти 1000 лет. Не войнами отмечено царствование Аменхотепа 3, а гигантским строительством храмов и, прежде всего, в честь главного бога – Амона. Атмосфера в обществе была достаточно свободной. Отмечено, что именно в этот период правления появляются идеи религиозной терпимости. Среди воспитателей будущего фараона Аменхотепа IV был критянин – выходец из страны, которая, судя по ее искусству, была, пожалуй, наиболее «светской» и «недогматичной» для своего времени.
Когда умер Аменхотеп IV, его вдова занялась подготовкой похорон в старых тра-дициях, а царская титулатура нового Аменхотепа IV, как никогда была лестной для бога Амона. Однако уже первый год правления Аменхотепа IV ознаменовался каки-ми-то неприятными событиями. О них молодой фараон глухо вспоминал позже, на шестом году своего царствования.
В начале второго года правления он включает в свою титулатуру слова «единст-венный для Ра», т.е. «имеющий исключительное значение для Солнца». А двор фа-раона в Фивах получает необыкновенное название «Замок ликования на небоскло-не». И это очень странно. Дело в том, что в «Замках ликования» проводился обычно праздник «хеб-сед», который по египетской традиции отмечается в год 30-летия правления фараона, когда. Как считалось, возникает опасность физической слабо-сти фараона и надо позаботиться о его «возрождении» (Этот обычай идет от времен первобытных общин, когда вождя умерщвляли по достижении определенного воз-раста; позднее, с развитием цивилизации, вместо вождя убивали раба; а потом этот ритуал стал символическим). Естественно предположить, что название «Замок лико-вания в небосклоне» было вызвано успешным преодоление каких-то «неполадок», происшедших с Солнцем…
Но на четвертом году правления фараону опять пришлось «услышать что-то дур-ное»… И Аменхотеп IV усиливает пропаганду культа «солнечного диска» - Атона. Объявляется, что он – отец царствующего фараона, и его имя вместе с именем фа-раона, пишется в картушках («кольцах»). Перед словом «Атон» ставится знак жизни «анх», означающий «да живет». Появляется и официальное изображение Атона: круг (диск) со змеей («уреем») внизу и множеством лучей, оканчивающихся кистями рук. Никакого антропоформизма, присущего изображениям старых богов! Возникает новое богослужение: не в храмах, а под открытым небом, обращаясь непосредст-венно к Солнцу. А в конце пятого года правления Аменхотеп IV празднует свой «хеб-сед» задолго до установленного традицией срока.
В начале шестого года правления произошло нечто худшее по сравнению с ус-лышанным царем ранее. Во всяком случае, так, опять глухо, сообщают надписи на плитах столицы Ахетатона. С этого момента события разворачиваются бурно, про-исходят радикальные преобразования.
Весной этого знаменательного года совершается грандиозное жертвоприноше-ние Солнцу. Фараон принимает новое имя - Эхнатон («Полезный Атону»), основыва-ет новую столицу - Ахетатон («Небосклон Атона»). Стоя на золотой колеснице перед распростертыми ниц придворными , фараон объявляет: «Сотворю я Ахетатон Атону, моему отцу, (в)этом месте. Не сотворю я ему Ахетатон на север от него, на запад от него, на восток от него… Не скажу я: «Брошу Ахетатон, пойду я, сотворю я Ахетатон в этом другом месте добром… но (сотворю я) Ахетатон Атону, что возжелал он для себя сам, коим удовлетворился он, на вековечность и вечность».
Возможно, Эхнатон покинул Фивы из-за противодействия новому культу фиван-ских жрецов. Но почему столь жестко зафиксировано место строительства новой столицы – Ахетатона? Как бы то ни было, она бурно росла, а вместе с нею росли масштабы поклонения Солнцу. С девятого года правления начинается энергичное уничтожение записей имени Амона.
12-й год правления Эхнатона ознаменовался объявлением войны всем старым богам. Само слово «бог» отвергается. Как царь, так и само Солнце называются только «владыками». Люди разного общественного положения, получившие при ро-ждении имена старых божеств, заменяют их именем Солнца. Впрочем, чаще это бы-ло имя древнего бога Ра, нежели имя царского Солнца – Атон.
На 17-м году правления Эхнатон умирает. Имя этого фараона настолько почи-таемо, что его преемник, обычно известный под именем Семнехкара, вопреки тра-диции присоединил к своему титулу эпитет, выставляющий его любимцев почившего владыки. Преемник Эхнатона был почти мальчик, ибо умер в возрасте около 20-ти лет, процарствовал не более пяти лет. Но уже не позже 3-го года его царствования возвращается почитание прежнего бога - Амона. Вскоре из имени нового фараона исчезают слова «Атон» и «Эхнатон». В Фивах слово «бог» опять входит в употреб-ление. Хотя лучезарное многорукое Солнце еще по-прежнему озаряет в Ахетатоне изображение новой царской четы, и жена фараона сохраняет в своем имени слово «Атон». Складывается своеобразное «двоеверие».
После смерти Семнехкара на престоле опять ребенок, пяти- семилетний Тутан-хатон. Примерно четыре года спустя в его имя приобретает всем хорошо известное имя – Тутанхамон. Вскоре двор фараона покидает «солнечную столицу» Ахетатон, хотя обосновывается не в прежней столице – Фивах, а в Мемфисе. Тутанхамон умер молодым, пробыв на престоле 10-14 лет. После него на престоле оказывается ста-рый царедворец Эйе, правивший четыре или пять лет. При нем двоеверие сохраня-лось. Но смерть Эйе в то же время была и концом 18-й династии. Преемник Эйе, Хо-ремхеб, энергичный и умный деятель, бывший военачальником при Тутанхамоне, не был родственно связан с ушедшей 18-й династией. На престол его возвело жречест-во Амона, столь сильно пострадавшее от реформ Эхнатона. При Хоремхебе начи-нается повсеместное восстановление и расширение старых храмов. Фараоны Эхна-тон Семнехкара, Тутанхамон и Эйе, чьи имена связаны с культом Атона, объявляют-ся еретиками и вычеркиваются их списков «законных» фараонов. В официальных египетских хрониках после Аменхотепа 3 значится Хоремхеб.
Правда, часть египтян – из культурных слоев – втайне продолжают сохранять верность Атону. Вероятно, что-то заставляло их помнить о видимом солнечном дис-ке.
Так закончился уникальный период в истории Египта, он продолжался примерно 40-50 лет, из которых более половины приходится на время после Эхнатона. Такая живучесть солнцепоклонничества говорит, с нашей точки зрения, о том, что оно не было просто капризом Эхнатона, как часто пишут, а отражало какие-то существен-ные факторы.
Но все-таки новая религия была разгромлена. Тому целый ряд причин, часть ко-торых лежит на поверхности: отсутствие достойных преемников; могущество озлоб-ленных жрецов Амона и других богов; слишком быстрый темп перестройки в такой консервативной области, как религия; известная абстрактность учения позднего Эх-натона. Огромное значение имели, конечно, и внешние факторы: политические не-удачи правления Эхнатона, приведшие к отпадению от Египта богатых областей в Сирии – Палестине и на юге. Но, по-видимому, была еще одна причина, а именно исчезновение тех факторов, которые непосредственно стимулировали реформы Эх-натона и, которые мы связываем с извержением вулкана на Санторине.
События на Санторине.
Архипелаг Санторин в Эгейском море находится в 120 км к северу от острова Крит и примерно в 700 км от дельты Нила. В нем сейчас пять островов, возникших после гигантского единого острова и серии последующих извержений. Берега глав-ного острова Тиры резко обрываются в море, образуя стену высотой до 200 м. Глу-бина залива – 380 м – е позволяет судам бросить здесь якорь. Бывший здесь когда-то вулканический конус обрушился. И в результате образовался огромный провал. А перед этим в течение длительного времени вулкан извергал лаву и пемзу. По оцен-кам исследователей, всего за время извержений и взрыва было выброшено около 80 кубических километров лавы, пемзы и пепла. Оставшаяся поверхность острова по-крыта почти 30-метровым слоем вулканических пород.
Раскопки на Тире обнаружили свидетельства критской культуры. Но не были найдены ни скелеты, ни дорогие вещи из золота и серебра. Видимо, люди покинули остров, предупрежденные о грядущей катастрофе какими-то событиями…
Но для нас интересна другая особенность, открытая при раскопках. Четко про-сматриваются три слоя разделенных между собой поверхностями эрозии, которые образовались в те промежутки времени, когда выпадение пепла прекращалось и по-верхность достаточно долго подвергалась воздействию дождей и ветров. Самый нижний слой пепла сильно окрашен в красный цвет соединениями железа. Самый верхний слой – самый толстый – до 2025 см. предполагают, что извержение на Тире продолжалось 10-20 лет, с перерывами. Радиоуглеродный анализ обломка дерева дает время катастрофы 1450 год до н.э, плюс-минус 100 лет. Следует отметить еще сведения, добытые в результате исследования донных отложений Эгейского моря и восточной части Средиземного моря. На взятых в этих участках колонках отложений хорошо видны два слоя мелких осколков вулканического стекла (тефры). Нижний слой говорит о взрыве, случившемся около 25 тысяч лет назад, и к нашему рассказу отношения не имеет. Верхний слой возник от «нашего» взрыва. Толщина его даже на значительном расстоянии от острова Санторин равна десяткам сантиметров, а слой в 1,5-2 см прослеживается на расстоянии почти 500 км, т.е. не достигает дель-ты Нила всего лишь на 200 км. Вероятно, во время сильных извержений и в момент взрыва ветер дул в сторону Египта.
То, что сейчас «язык» тефры не дотягивается до Египта, вовсе не означает, что содержавшее его облако, не достигло Египта. Б.А.Трубников и его коллеги доказали, что в среднем толщина пепла. Выпавшего на поверхность земли, обратно пропор-циональна квадрату расстояния от выбросившего его вулкана. Следовательно, про-стой расчет показывает, что плотность выпадения тефры в Египте была всего в 2-3 раза меньше, чем на расстоянии 200 км от него. А сколько же ее содержалось в ту-чах, идущих от Санторина в сторону Египта? Это были мощные тучи, плотно закры-вающие небо и сопровождавшиеся грозами, ливнями и молниями. Так было при двух первых извержениях и на начальной стадии третьего (вспомним три слоя пепла на острове Тира). Но третье извержение завершилось взрывом вулкана. А это уже не только огромный выброс минеральных масс. Это также цунами, обрушившиеся на берега Эгейского моря и восточного Средиземноморья. Высота их могла исчислять-ся многими десятками метров…
Широко известен взрыв вулкана Кракатау на одноименном острове в Индонезии в конце августа 1883 года. Этому взрыву предшествовало относительно спокойное извержение, начавшееся в мае 1883 года. Оно продолжалось до конца августа, а за-тем начались мощные взрывы. Кульминации они достигли 26 августа, когда на 30-километровую высоту был заброшен пепел. Потом последовали новые, хотя и менее значительные извержения, и на второй день вся окрестность в радиусе 160 км заво-локлись дымом и пылью. Мрак длился 22 часа, а на Суматре даже 56 часов. Потом взрывы повторились до полудня 27 августа в воздух со страшным грохотом было выброшено столько пепла и пемзы, что они покрыли поверхность в 300 000 квадрат-ных км. Грохот был настолько сильным, что отчетливо был слышен даже в Австра-лии.
Ослабевающие взрывы продолжались до февраля 1884 года, когда Кракатау окончательно успокоился. Объем масс, выброшенных этим вулканом, оценивается в 20 кубических километров. Взрыв Кракатау также сопровождался погружением части острова в океан. Но здесь размеры кальдеры (провала) в несколько раз меньше, чем на Санторине. Однако, волна, вызванная взрывом Кракатау, обошла весь земной шар. Высота цунами на берегах Явы достигала 35 м, а пепел, выброшенный в стра-тосферу, в течение длительного времени на обширных пространствах (включая Ев-ропу) создавал «розовые зори». В результате катастрофы погибло около 40 тысяч человек.
Следует отметить, что извержение часто сопровождается выделением больших количеств смертоносных сернистых газов. Кроме того, большие массы пепла в атмо-сфере могут заметно снижать поток солнечного тепла, идущего на Землю (вспомним описание «ядерной зимы» в современной литературе). И тогда понижается темпера-тура больших участков земной поверхности. И не только в местах извержения вул-канов. Поэтому трудно даже вообразить все, что творилось в Эгейском море и в про-странствах к югу от него во время гигантского извержения и взрыва Санторина…
Что говорили о нем древние? В египетских источниках. Как мы уже отмечали, яв-ных указаний на эту катастрофу нет. Этот факт сам по себе очень многозначителен. Однако, у других народов мы находим свидетельства, которые можно связать с со-бытиями на Санторине.
У греков есть три таких предания. Прежде всего это рассказы Платона об Атлан-тиде в его диалогах «Тимей» и «Критий». Сейчас многие исследователи склоняются к тому, что предание об Атлантиде имело своим прототипом острова Крит и Санто-рин, а взрыв последнего породил рассказ о гибели острова атлантов.
Второе предание – поэма Гесиода «Теогония», рассказывающая о грандиозной борьбе богов и титанов. Впечатляющие картины поэмы рядом ученых интерпрети-руются как фазы мощного вулканического извержения. Победив черных титанов с помощью молний, Зевс стал владыкой мира.
Наконец, третье предание – это рассказ о «Девкалионовом потопе», произошед-шем в догомеровскую эпоху. Во время этого потопа была затоплена Аттика, а тучи, говорится в предании, надолго закрыли небо, превратив день в ночь.
Весьма содержательную информацию об интересующих нас событиях можно об-наружить в Библии, при всей присущей этому источнику сильной деформации ре-альности. Там говорится об исходе евреев из Египта под предводительством Мои-сея, который относится исследователями к периоду с 1500 по 1250 год до н.э., т.е. приблизительно к тому же времени, когда происходило извержение Санторина. пом-ните библейские казни? Их насылает на Египет Моисей, чтобы заставить фараона отпустить его народ из страны. Среди этих «казней» - превращение вод Нила в кровь; появление несметного числа жаб, комаров, лягушек и мух; поражение людей страшными болезнями кожи и, наконец, - непроглядная «египетская тьма», в кото-рую страна погружена три дня.
Американский ученый Д. Бенет предположил, что эти «казни» легко объяснить, если считать, что на Египет обрушились мощные ядовитые вулканические тучи, со-держащие железистые («кровь»!) и сернистые соединения. Выше мы уже отмечали, что в продуктах извержения Санторина, особенно первого, эти соединения содер-жатся в больших количествах. Заметим, кстати, что наряду с египетскими событиями в Библии упоминается и катастрофа на Крите.
И еще один факт той эпохи. Клинописная табличка из развалин древнего города Угарита (в теперешней Сирии) сообщает о захлестнувших город гигантских волнах, причинивших ему огромные бедствия.
Современные исследователи обращаются к взрыву на Санторине, главным обра-зом (если оставить в стороне Атлантиду и Библию) в связи с гибелью крито-минойской цивилизации. Здесь есть отдельные непроявленные моменты. Однако, без сомнения, эта катастрофа – одна из основных причин гибели. В общем виде признается ее влияние и на жизнь других стран, в том числе Египта. «Взрывы вулка-на, сопровождающиеся сильнейшим грохотом, могли быть слышны на расстоянии нескольких тысяч километров от Санторина. Огромные облака, насыщенные ядови-той пылью с окислами и сульфатом железа, подхватываемые и переносимые севе-ро-западным ветром. Воздушны волны и необычайные солнечные затмения после извержения также должны были ощущаться на больших расстояниях. Все эти явле-ния, также как и исчезновение минойской цивилизации, не могли не отразиться на развитии египетской цивилизации, существовавшей во времена извержения Санто-рина» (Нинкович Д., Хейзен. «Тефра острова Санторин» - Геология и геофизика морского дня»,1969).
Авторы приведенной цитаты, наиболее конкретно рассматривавшие вопрос «Санторин – Египет» считают, что эта катастрофа заставила Аменхотепа 3 (отца Эхнатона) прекратить военные походы. В результате чего и наступил в его царство-вании период дружеских отношений с соседними странами. Однако, это не вяжется со «спокойной» жизнью Аменхотепа III на протяжении его царствования, ведь извер-жения на Санторине продолжались в течение нескольких лет. В то же время эпоха Эхнатона поражает своими драматическими «рывками». А Эхнатон? О его эпохе у цитируемых авторов одна фраза: «Все интересы Эхнатона сосредоточились на религиозной реформе». Пусть так. Кстати, здесь интересные цитаты и афоризмы других царей и ученых. Но снова спросим: что же заставило на ней сосредоточиться?
Наша модель.
Поскольку ответа на этот вопрос в имеющейся литературе не содержится, изло-жим нашу точку зрения на смысл событий в Египте в период правления Аменхотепа IV, принявшего имя Эхнатон.
Вся предыстория говорит о том, что у молодого фараона при вступлении на пре-стол не было никаких намерений существенно менять что-либо в том сказочно-великолепном мире, который оставил ему отец. Это видно из того, с какой необы-чайной щедростью включает он имя традиционного бога Амона в свою титулатуру…
На исходе первого года его правления до Египта доносятся последствия первого крупного извержения на острове Санторин. По цвету пепла, отложившегося на Сан-торине (красный слой), это извержение можно было бы назвать «красным». По ви-димому, до Египта дошли достаточно мощные цунами, мрачные ядовитые тучи, на-долго закрывшие небо. Начались затяжные дожди, град, грозы с мощными раската-ми грома и молниями…
Но главное, эта страна, всегда обласканная благосклонным к ней солнцем, вдруг лишилась его тепла и света. Народ воспринял это как страшное бедствие, трагедию. Жрецы Амона и других богов пытались справиться с бедствием, но напрасны были их моления и жертвы. А для Аменхотепа IV ситуация драматична вдвойне. Ведь в Египте фараон не только царь, но еще и бог. И потому все хорошее и все плохое в стране мистически связывается с фараоном. Он лично ответственен за обрушив-шиеся несчастья. Аменхотеп IV понимает: отвести беду от страны – значит, отвести беду от себя.
Может быть, солнце разгневалось на Египет из-за недостаточного внимания к нему? Может быть, египтяне молятся не тем богам, и статуи их в темных храмах не могут помочь людям? Надо молиться «Видимому Солнцу», а не старым богам, - с этой радикальной идеей Аменхотеп IV и выступает перед народом. Именно в это время он вводит в титулатуру слова «Единственный для Ра».
Действия фараона «достигают цели»! спустя некоторое время извержение пре-кращается. Солнце вновь появилось над Египтом. Народ ликует. Тут и возникает идея «ликования на небосклоне», связываемая с «выздоровлением» Солнца.
Но проходит два года и ситуация повторяется. Но теперь фараон знает, что надо делать: молиться и приносить дары новому богу – «солнечному диску» Атону или его древнему предшественнику – Ра. Старые боги отодвигаются на второй план и снова через некоторое время извержение прекращается. Опять – Солнце, опять - нор-мальная жизнь. На этом этапе двоеверие, хотя уже и ослабленное, сохраняется.
И Атон этого «не прощает». На шестом году правления Аменхотепа 4 начинается третье извержение, завершившееся. Как мы знаем, гигантским взрывом Санторина.
Сопровождаемые гулом дальнего извержения огромные удушливые тучи, рассе-каемые грохочущими молниями, закрывают непроницаемым пологом долину, прино-ся с собой гибель десяткам тысяч людей. Кошмар продолжается день, второй, тре-тий. Трудно представить себе весь драматизм этих беспросветных суток. естествен-но, что в мятущихся толпах все больше должна зреть жажда увидеть диск Солнца, олицетворяемый единственным богом – богом Солнца – Атоном. Обеты, жертвы, моления, клятвы. И вот, наконец, сквозь тучи прорезается багровый солнечный диск, что вызывает неописуемый восторг и покаянное стремление покончить с двоевери-ем. Аменхотеп 4 становится Эхнатоном. Начинается новой столицы, посвященной Атону, где Эхнатон клятвенно обещает построить «дома в небосклоне». Выбор мес-та для новой столицы – Ахетатона можно объяснить, например тем, что именно здесь фараон увидел выглянувшее из-за туч Солнце или до этого места докатились волны разбушевавшегося моря, и все трагедии завершились. Жизнь входит в нор-мальную колею вскоре фараон узнает, что вулкан, грозивший гибелью Египту, угас.
Последняя вспышка усиления культа Атона – на 12-м году правления Эхнатона – смогла иметь самые разные причины. Это и слабые остаточные извержения, следы которых не дошли до наших дней; это желание Эхнатона логически оформить свое учение о «Солнечном диске». А, может быть, было что-то иное…
Как бы то ни было, Эхнатон «спасший Египет от гибели», окружен почитанием. На него все надежды: а вдруг все начнется сначала? Он – гарантия солнечного света, без которого все живое гибнет…
И действительно, последующие за взрывом Санторина 11 лет, до окончания его царствования, протекают без потрясений. Наступает время наследников – опять спокойно. Затаившиеся служители Амона поднимают головы. Ведь прошло много лет, выросло новое поколение, для которого все случившееся – почти сказка. А вот непрерывные потери земель на востоке и юге – реальность. С этим надо бороться. А кто был богом-воителем, защитником Египта? Амон! А как с ним обошелся Эхнатон? Может быть, вообще все напасти навлек на Египет этот еретик? Скорее предать его проклятию, вырвать с корнем все, созданное им…
И только немногие знали, как было дело на самом деле. Но об этом лучше мол-чать».
Нельзя не согласиться с автором статьи в том, что, судя по внешнему виду Эхнатона, трудно заподозрить в нем будущего реформатора, обладающего напором и мужественно-стью. Более того, первые шаги молодого фараона после вступления на престол показывают, что он в большей степени относится к тем, кого в наши дни принято называть «золотой» мо-лодежью. И для кого проще «промотать» наследство отца, чем его приумножить. Поэтому шаги Аменхотепа IV, будущего Эхнатона по выполнению религиозной реформы, конечно же, вызывают удивление. Тем более, что подобное действие осуществлялось в стране, кото-рая являлась религиозной как говорится, «от порта до клотика». Что еще более вызывает удивление так это то, что реформы Эхнатона восприняли широкие массы народа – действи-тельно слишком неповоротливого монстра, неспособного к резким поворотам. И, на тебе! Реформы Эхнатона идут на ура! Они вызывают одобрение даже у тех, кто еще вчера не счи-тал себя приверженцем этих реформ.
Поэтому предположения автора статьи очень даже реальны. Другое дело, кто на самом деле, автор этих реформ. На мой взгляд, Эхнатон лишь исполнитель (по крайней мере, на первых порах) чьего-то замысла. Того, кто был основательный дока в вопросах религии. И тут на ум приходит ни кто иной, как Моисей, а с ним и его учитель Иофор. А также то, что в среде иудеев уже существовала религия очень даже подобная той, что ввел на территории Египта Эхнатон.
В самом деле, иудаизм – религия монотеизма, т.е. единобожия, и солнцепоклонничество Эхнатона тоже монотеизм – поклонение видимому диску Солнца. Причем солнцепоклонни-чество Атону (как и иудаизм) вначале также было вполне абстрактной религией, т.е. не имеющей внешних атрибутов (как, например, христианство или буддизм). Изображение сол-нечного диска появилось лишь на четвертом году правления Эхнатона, хотя начало проблем у него обнаружилось уже в конце первого года правления.
Поэтому представляется очень вероятным, что у Эхнатона были советники (или, если хо-тите, советчики), которые его руками и творили те реформы, которые теперь известны, как религиозные реформы Эхнатона. К месту, вспомнить одну пословицу, которая говорит: «Го-сударя делает свита». Здесь возникает вопрос: почему все-таки провалилась религиозная ре-форма Эхнатона? Вариантов может быть много, но один из них представляется наиболее верным. Он заключается в переоценке личности Эхнатона. Повторю, что Эхнатон не был по натуре реформатором, а стал им по необходимости (точнее, по нужде). Более того, он, скорее всего, был слабой личностью, т.к. даже в экстремальных условиях он не смог сразу же уст-ранить конкурентов, которые исповедовали культ Амона. Потому долгое время в стране су-ществовало двоеверие. Поэтому вполне вероятно, что его советники (скорее всего из иудеев) очень скоро поняли, что Эхнатон не та фигура (в политическом плане) на которого стоит де-лать ставку.
Ведь любая реформа помимо всего прочего подразумевает создание общественных ин-ститутов, которые бы были заинтересованы в продолжении и развитии данной реформы. Го-воря о религиозной реформе Эхнатона, имеется в виду создание нового слоя служителей культа Атона, которые бы повсеместно выдавили из общественной жизни служителей культа Амона. А этого-то, скорее всего, не было сделано. Или делалось слишком медленными тем-пами.
К тому же, советники Эхнатона понимали, что рано или поздно, но извержение вулкана на Санторине закончится. Наступит совсем другая пора, которая потребует от фараона новых идей по обустройству общества, т.е. проведение реформ уже в самом обществе, в частности, в его экономике. Ведь экономика страны после шести лет катаклизмов наверняка пришла в упадок. К тому же, на границах Египта зашевелились противники Египта, которые были бы не прочь воспользоваться слабостью Египта и отломить от него кусочек плодородных зе-мель. Что собственно и произошло.
В этой обстановке от Эхнатона требовалось уже умение кризисного менеджера, который мог бы предложить решения назревших проблем. Однако, Эхнатон был на это не способен. Однажды оседлав конька в виде религиозной реформы, он пытался выжать из нее все до кап-ли. Так что те реформы, что Эхнатон провел на 12-м году правления, были (скорее всего) вы-званы именно вышеуказанными причинами. Он, может быть, и хотел что-то сделать, но не мог.
Его советники из иудеев очень быстро поняли, что надеяться на Эхнатона нельзя и, при-няли решение уводить иудеев из Египта. Решение было тем более правильным, что первона-чальное место расположения Эхнатона был город Фивы, где очень не любили иудеев, име-нуемых гиксосами. Поэтому иудеи из Египта ушли. Но ушли не как беженцы, как это было описано позже в книге Исход. Ушли вполне достойно. Версия же, описанная в Библии была придумана, скорее всего, значительно позже, для оправдания факта ухода с насиженных мест.
Что интересно, в Библии не сказано, какое море переходили израильтяне, уходя от пого-ни египтян. Точнее, сказано так: «Когда же фараон отпустил народ, Бог не повел его по до-роге земли Филистимской, потому что она близка; ибо сказал Бог, чтобы не раскаялся на-род, увидев войну, и не возвратился в Египет. И повел Бог народ дорогой пустыню к Черм-ному морю. И вышли сыны Израилевы из земли Египетской». (Исх.13-17/18). Увы, в этой ци-тате есть одна неувязка. Вот, что пишет о филистимлянах БСЭ: «ФИЛИСТИМЛЯНЕ (от древнееврейского пелиштим), народ, поселившийся в 12 в. до н. э. в юго-западной части Ха-наана, на восточном побережье Средиземного моря». Если учесть, что извержение на Сан-торине, а значит, и реформы Эхнатона происходили в 15 веке до н.э., получается, что изра-ильтяне никак не могли встретиться с филистимлянами, которые оказались в Палестине лишь три века спустя. Собственно от их еврейского названия и произошло название страны Палестина.
Следовательно, и сама версия о походе к Чермному (т.е. Красному) морю выглядит весь-ма сомнительной. Причем если учесть, что история исхода израильтян из Египта – это плод воображения составителей Ветхого Завета, почему не предположить, что израильтяне ушли совсем в другую сторону. Но об этом разговор впереди.
Комментарии:
Похожие статьи:
29 апреля 2007, Воскресенье
ЭХНАТОН
29 сентября 2014, Понедельник
Христианство или New Age. Что выбрать?
17 октября 2016, Понедельник
Православие или Оккультизм, что выбрать? Откровения бывшего практика.
01 августа 2007, Среда
Начальный курс оккультизма
21 октября 2009, Среда
Теория "Откровения"
07 декабря 2011, Среда
История с точки зрения ритмологии
15 октября 2009, Четверг
Бог. Земля. Человек.