Мироздание в аспекте противоречия его организации и развития. Часть четвертая
В четвертой части статьи рассмотрим более подробно закономерности развития и организации интенсивного плана природы мира. Исследуем экстенсивный план природы мира как противоречие полярных направлений развития: конвергентного и дивергентного. Проанализируем схему развития-организации мира как "древа", образуемого "магистралью" и "тупиками" развития. Выясним наличие ценотического аспекта организации природы мира и рассмотрим в этом аспекте существование комплексных форм организации природы мира. Мироздание в аспекте противоречия
его организации и развития
Часть четвертая
Организация природы мира в интенсивном плане
Продолжим рассмотрение работы В.В. Орлова «Марксистская концепция материи и теория уровней» (В сб. Философия пограничных проблем науки. Вып.3, Пермь, 1970):
«С интенсивной стороны развитие характеризуется увеличением богатства содержания. Это увеличение обусловлено двумя механизмами: аккумуляцией основного содержания предшествующих ступеней развития в последующих и возникновением новых признаков на основе синтеза признаков предшествующих ступеней. Рост богатства содержания выражается в возникновении бóльшего качественного многообразия на высших ступенях развития, в частности, бóльшего качественного разнообразия их элементов.
Поэтому одной из важнейших закономерностей развития является построение бóльшего многообразия элементов высшего из меньшего многообразия элементов низшей ступени развития. Как известно, 3-5 типов элементарных частиц дают более 100 типов атомов, которые в свою очередь порождают около 50 тысяч неорганических и 3 млн органических веществ. На основе 100 типов атомов рождается значительно большее многообразие живых существ (свыше 1 млн видов + огромное количество внутривидовых форм). Человеческое общество (социум) включает в себя практически бесконечное многообразие человеческих (социальных) личностей».
Переводя идеи В.В. Орлова в понятия организационного плана природы мира можно сказать следующее. Организация природы мира выступает в двух аспектах: экстенсивном и интенсивном.
В экстенсивном плане мир представлен совокупностью предметов, форм организации природы мира в порядке увеличения распространенности низших форм организации природы мира по отношению к высшим. Низшие формы организации составляют для высших форм внешнюю среду обитания, основу существования высших форм.
В интенсивном же плане мир представлен конвергентной системной иерархией форм организации в последовательности сужения распространенности высших форм организации природы мира, имеющей пределом человеческую социальную форму организации природы мира на вершине конуса развития в интенсивном плане аккумуляции содержания природы мира.
Эти два противоположно направленных аспекта организации природы мира (стремящееся к бесконечности распространения во Вселенной предметное разнообразие низших форм организации природы мира и стремящееся к пределу интеграции, аккумуляции содержания природы мира организация на высших планах, формах природы мира) образуют противоречие первого полукружия великого цикла Махаманвантары – процесса инволюции, или погружения потока жизни в глубины материальности до физического плана организации природы мира.
Финалом, кульминацией инволюции выступает социальная человеческая форма мира на физическом плане природы мира, в которой достигнут предел конвергенции в развитии. Социальная форма организации природы мира развернута на базе одного биологического вида Homo Sapiens, аккумулировавшего всё богатство содержания предшествующих низших форм организации природы мира.
Дальнейшее продвижение по циклу Махаманвантары сопряжено со сменой типа развития. На смену процесса инволюции приходит противоположно направленный процесс собственно эволюции. И этот переход сопряжен с наделением человека Высшими направителями эволюции самосознающим разумом.
Человек (социальная форма организации природы мира), наделенный разумом, принимает на себя ответственность за ход эволюции по Божественному плану. Обладая дарованной Высшим свободой воли, человек (индивидуум и социум) делает ответственный выбор куда направлять свою энергию, свой выбор: по направлению Божественного плана эволюции в цикле Махаманвантары или прельщаться своими эгоистическими заблуждениями, тормозить и даже препятствовать свершению эволюции. Сделав тот или иной выбор, человек теперь (получив разум) отвечает за последствия своих выборов. Если человеческие выборы следуют законам эволюции – человек благоденствует. Если свобода выбора использована в противодействии законам эволюции – человек по закону Кармы получает болезни, войны, природные катаклизмы.
Человек неразумными выборами не может остановить ход эволюции в цикле Махаманвантары, но он неотъемлемый участник эволюции и в ходе эволюции сам человек реализует Божественную Волю по мере того как своими выборами, поступками, своей деятельностью человек набирается в «Колесе сансары» бесценного духовного опыта и постепенно расширяет свое сознание от духовного невежества к просветленному знанию.
Содержательный аспект эволюции в цикле Махаманвантары на стадии инволюции был сопряжен с процессом проявления к бытию материальных проводников духа. Содержание мира выявлялось в инволюции через дифференциацию многообразия и многочисленности материальных проводников низших форм организации мира, образовавших пространство «внешней среды» для высших форм организации мира. Противоположный аспект через развитие в интенсивном плане проявил к бытию форму организации универсального по аккумулированному содержанию материального проводника социального человека.
Далее перейдя от инволюции к собственно эволюции цикл Махаманвантары сопряжен уже с переходом содержательного аспекта эволюции от проявления к бытию материальных проводников к процессу роста богатства содержания сознания через эволюционное развитие человека в его прохождении через планы бытия от низшего грубоматериального физического далее через тонкоматериальные планы астральный, ментальный, нирванический до возвращения в лоно отправной точки Махаманвантарного цикла – слияния с Единым.
По мере прохождения восходящей собственно эволюционной ветви человек по своим материальным проводникам трансформируется в вознесенное состояние, поэтапно изживая свои низшие материальные проводники: лишаясь поочередно физического, астрального, ментального и т.д. тел - материальных проводников духа, сознания.
Возвращаясь на наш бренный физический план мира, что еще следует сказать об интенсивном и экстенсивном планах организации природы мира. Интенсивный план организации природы мира характеризует общность внутренней природы предметов мира и возрастание богатства их внутреннего актуального содержания на высших уровнях, в высших формах мира по отношению к низшим посредством перехода потенциального содержания природы мира в актуальное по мере продвижения развития от низших форм к высшим.
Экстенсивный план организации природы мира характеризует развертывание содержания мира в бесконечное предметное многообразие форм организации мира. Для низших форм организации мира характерна бóльшая численная и пространственная распространенность предметной формы существования данных низших уровней организации природы мира по отношению к распространенности предметного существования высших уровней организации природы мира. Благодаря этому низшие формы мира и составляют окружающую среду (среду обитания, экосферу) для высших форм мира.
Эволюция мира в двух противоположно направленных аспектах (экстенсивном – путем все большей пространственной распространенности форм мира «вниз»; интенсивном – путем все большей аккумуляции содержания «вверх», в предметах высших форм организации природы мира) образует противоречие развития мира, разрешением которого выступает развертывание природы проявленного мира в бесконечное многообразие предметов мира (экстенсивный план) и бесконечное богатство содержания внутренней природы предметов (интенсивный план).
«Исключительное значение для понимания развития имеют механизмы аккумуляции результатов предшествующего развития и возникновения новых признаков на основе синтеза признаков низшего этапа развития.
Проблема аккумуляции содержаний (признаков) низших ступеней в высших связана с …закономерностью включения низшего в его развитом виде в состав высшего. Диалектический смысл этого включения состоит в том, что развитие невозможно без сохранения уже достигнутых результатов…
Включение низшего в высшее…выступает в двух формах: прямого сохранения низшего (как единства фундаментального и теневого уровней) и более слитного включения содержания низшего в содержание собственно высшего уровня.
Первое включение выражено в виде достаточно четко дифференцированных уровней высшего (например, физического и химического уровней в составе живой материи), второе – в существовании более отдаленного и опосредованного сходства между собственно высшим и предшествующими ступенями развития…
(Так,) Жизненные явления и процессы в их собственно биологическом содержании, описываемом терминами биологии (то есть в отвлечении от их физико-химических основ), также содержат в себе глубокое родство или сходство с физическими и химическими явлениями и процессами, несут в себе некоторое физическое и химическое содержание.
Как определить это содержание? Какими средствами можно выделить его из слитного собственно химического уровня? … Наряду со специфическим низшее обладает некоторым пластическим содержанием, которое непосредственно выражает собой универсальное содержание материи… Этот пластический момент является собственно зародышем высшего…»
В описании механизма организационно-структурного включения низшего в состав высшего выделение в низшем некоего пластического содержания – зародыша высшего – есть ничто иное как попытка материалистическими средствами вывести высшее из низшего как сложное из простого. Высшее содержится в низшем не в виде некоего пластического зародыша (зародыша в духе преформизма), а как вполне определенное, конкретное содержание высшего, данное в низшем в потенциальной форме.
Собственно универсального и собственно специфического содержание как самостоятельных, независимых друг от друга содержаний нет. Универсальное и специфическое лишь противоположные формы выражения единого содержания, единой природы предмета, мира. Универсальное содержание иначе не существует как через специфическое содержание конкретных предметов, а специфическое – лишь выражает универсальное содержание через природу конкретных предметов. И если форма «прямого сохранения низшего (как единства фундаментального и теневого уровней)» есть выражение сохранения специфики собственно низшей основы в интегральной природе высшего, то выражение слитности, единства низшего и собственно высшего в интегральной природе высшего характеризует высшее как специфичность нового организационного уровня.
Эта специфичность предметов высшего организационного уровня по новому выражает универсальные свойства природы мира. Например, отражение как универсальное свойство природы мира существует не иначе как в специфических формах выражения на конкретных ступенях организации природы мира. Биологическое отражение отлично, специфично по отношению к химическому отражению, однако обе специфические формы отражения являются выражением универсального содержания – свойства отражения. То есть универсальное содержание конкретных предметов, уровней организации природы мира существует не иначе как через «свое другое» - через специфические формы выражения универсальных свойств природы мира. И биологическое отражение присутствует в низшем химическом уровне организации природы мира не в виде преформистского зародыша, а в полноте своей организации, но скрыто, имплицитно, в потенциальной форме, актуализирующейся в переходе развития от низшего к высшему, от химического к биологическому.
Главное в понятии развития как переходе от низшего к высшему заключается в том, что переход развития не есть самоорганизация низшего в высшее, а есть закон, сила Высшего, развертывающая потенциальное содержание, представляющее собой Программу развития мира. Нет самопроизвольного, случайного развития из простого состояния низшего к сложному, все более высокоорганизованному высокоупорядоченному состоянию высшего. Развитие идет по Божественному Плану проявления мироздания, по Единой Программе мироздания, осуществяемой Высшими Разумными силами – Космическими Строителями (по Тайной Доктрине это Дхиан Коганы). Генетический клеточный код – это малый фрагмент Единой Программы Мира. Соответствующие фрагменты Единой Программы имеются у любой частицы мироздания – от атома до вселенной. Этот закон эволюционной упорядоченности слагает Космос как упорядоченное, организованное мироздание.
Переводя идеи В.В. Орлова в тему организации природы мира в интенсивном плане, следует сказать, что организация форм мира в интенсивном плане природы мира является «своим другим», противоположностью организации природы мира в экстенсивном плане. Предметное многообразие низших форм организации мира составляет внешнюю среду существования для высших форм мира, выступает внешней природой, тождественной по содержанию внутренней природе предметов высших форм организации мира, благодаря включению посредством аккумуляции содержания низших форм мира в интегральную природу высших форм мира.
«Основная закономерность развития в интенсивном плане заключается, следовательно, в интеграции, синтезе, обобщении всего содержания предшествующих ступеней развития и возникновение на этой основе нового специфического содержания. Тенденция экстенсивного сужения связана поэтому с тенденцией концентрации содержания в процессе развития, конвергенции бесконечного многообразия признаков к некоторому обобщающему и всеобъемлющему единству.
Обобщая экстенсивную и интенсивную закономерности развития, можно, очевидно, внести представление об общей экстенсивно-интенсивной закономерности конвергентного (количественно-качественного) развития».
Это означает, что интенсивный план организации мира выражает конвергенцию количественной предметной представленности от низших форм организации мира к высшим. Сокращение количественной предметной представленности сопровождается универсализацией актуальной природы высших форм мира, ростом богатства индивидуальной природы высшего. А на этой основе происходит увеличение качественного (содержательного) предметного многообразия высших форм мира при сокращении количественно-пространственной представленности предметного плана высших форм мира.
Организация природы мира в экстенсивном плане. Древо организации-развития природы мира
Когда мы рассмотрим природу мира в экстенсивном плане безотносительно пространствен- ной распространенности низших и высших основных форм мира, то получим следующую картину. Внутри каждой основной формы мира (физической, химической, биологической и социальной) действует противоречие конвергентной и дивергентной направленности развития и организации формы мира. Конвергентная направленность выражает сужение, сокращение предметной распространенности высших форм развития-организации в пределах основной формы мира (на «магистрали» прогрессивного развития данной формы мира).
А дивергентная направленность развития разворачивает всю полноту содержания основной формы мира в пышное предметное разнообразие данной формы мира на всех подуровнях организации, во всех «тупиковых» направлениях развития (и развертывания полной системно-иерархической организации) основной формы мира.
Это противоречие конвергентной и дивергентной направленности развития и организации формы мира развертывает (проявляет к бытию) всю полноту содержания основной формы мира в схематично-символичное «древо организации-развития» формы мира. Конвергентное направление развития формирует «магистраль-ствол» древа, идущую от предшествующей низшей основной формы мира к последующей высшей основной форме мира. А дивергентное направление – формирует «тупики развития-крону» древа. В целом разрешением противоречия конвергентной и дивергентной направленности развития выступает полное проявление к бытию всей основной формы мира.
Основой для экстенсивного развертывания природы основной формы мира служит интенсивный план природы формы мира. Дивергенция предметного многообразия мира исходит из внутреннего богатства содержания той или иной формы мира. Чем форма мира более высокоорганизавана, чем более высокий уровень развития характеризует форму мира, тем выше степень дивергенции (или дифференциации) предметного многообразия на основе интенсивного плана организации формы мира, тем более пышная «крона» у «древа организации-развития» данной формы мира. Единство, общность природы формы мира (интенсивный план её природы) множится, дифференцируется (подобно белому свету, преломленному оптической призмой) на предметное многообразие, выявляющее к бытию всю гамму специфических свойств, признаков, сокрытых в интенсивном плане природы формы мира.
Интенсивный план характеризует богатство, содержательность внутренней природы предметов формы мира. А экстенсивный план раскрывает этот потенциал формы мира во внешнее предметное богатство, предметное многообразие формы мира.
Экстенсивный план раскрывает специфику природы формы мира в опредмеченном внешнем выражении собственной природы по отношению к предметному существованию других форм мира, ведущих совместное предметное сосуществование в системно-иерархической многоуровневой предметной организации вселенной.
Ценотический аспект организации природы мира
Такое совместное сосуществование предметов разных уровней развития, разных форм организации природы мира получило в биологии и географии понятийное выражение – биогеоценоз (ввел географ В.Н. Сукачев в 1940 году; в новейшее время это еще и предмет экологии). Это понятие по своей сути выходит за рамки биологической и географической науки и является универсальной философской категорией. Понятие сосуществования предметов разных уровней развития-организации применимо ко всему проявленному мирозданию и составляет ценотический аспект природы мира.
Краткий итог. Ценотический аспект природы мира есть выражение экстенсивного плана организации природы мира. В данном аспекте для низших форм организации природы мира характерно количественное преобладание пространственной распространенности их предметного многообразия по отношению к высшим формам природы мира. Зато для высших форм организации природы мира характерно преобладание качественного (содержательного) многообразия предметного плана по отношению к низшим формам природы мира.
Отрицание В.В. Орловым дивергентного плана развития природы мира в силу его исходной партийной философской позиции (материалистического монизма)
«Развитие по самому своему существу не может быть понято иначе, как процесс последо- вательного сокращения круга материальных образований при переходе от относительно простой к относительно сложной ступени развития…, как рост содержательности интенсивного богатства этих форм… Формально можно допустить, что развитие могло бы идти дивергентным и параллельным путями… Однако эти допущения должны быть отброшены. Разряжение содержания при дивергентном развитии не может быть увязано ни с какими известными нам фактами».
Весьма наглядный пример неизбежности ошибочных выводов при ложности (с позиций диалектики) исходной посылки. В.В. Орлов достиг очень значительных результатов в разработке концепции развития как разрешения противоречия низшего и высшего. Выдающийся результат разработки проблемы развития и организации материи В.В. Орловым тем не менее не снимает исходной ограниченности применяемого подхода к проблеме развития.
Автор за понятие развития вообще берет одну его разновидность – прогрессивное развитие. В результате из теоретической модели развития мира были заведомо исключены обширные сферы непрогрессивного развития. Следствием исходного монистического философского подхода явилось, также, умаление (вплоть до исключения из рассмотрения) таких аспектов исследования как организационный план природы мира (у В.В. Орлова он занимает заднеплановое подчиненное положение по сравнению со статусом развития), как экстенсивный план развития, или «свое другое» интенсивного плана (у В.В. Орлова он почти не рассматривается), а дивергентный аспект развития, или «свое другое» конвергентного аспекта, Орловым отрицается начисто.
С позиций диалектического дуализма, определяя развитие как процесс возникновения, изменения, перехода содержания мира из одной его формы выражения в другую, получим диалектическую основу для выражения развития как универсальной характеристики природы мира, атрибута природы мира, охватывающего всё содержание, все формы мира. В этом случае диалектической противоположностью конвергентной направленности развития выступает дивергентная направленность, которую В.В. Орлов отрицает в корне:
«(допущение дивергентного развития)…приводит к выводу о существовании некоторого изначального состояния материи, с которого начинается её эволюция. Можно понять, как из бόльшего количества простых состояний может возникать меньшее количество сложных состояний, но как представить себе возникновение бόльшего, точнее – бесконечного числа состояний, из меньшего, конечного?».
В данном утверждении автор противоречит сам себе. Ранее он утверждал, что развитие невозможно иначе представить, как возникновение высшего сложного с бόльшим богатством содержания, бόльшим числом признаков, следовательно с бόльшим числом качественных состояний, а теперь оказалось невозможным «представить себе возникновение бόльшего, точнее – бесконечного числа состояний, из меньшего, конечного». Поворот на 180 градусов связан с разрывом взаимоотношения количества и качества. Данный софизм основан на подмене качества природы высшего качеством природы низшего.
Подразумевая что низшее и высшее одной качественной ступени развития, В.В. Орлов получил парадокс уменьшения с количественной стороны предметного разнообразия высшего с невозможностью объяснения «возникновения бόльшего, точнее – бесконечного числа состояний (высшего), из меньшего, конечного (числа исходных состояний высшего по отношению к низшему)».
В том и состоит принципиальное отличие высшего от низшего, что оно при количественном, пространственном сокращении своей предметной формы бытия, качественно (по содержательному богатству своей природы) превосходит исходное низшее. Это и служит основанием (богатым содержательно интенсивным планом природы высшего) на порядки превосходить низшее по возможностям дивергентного развития, развертывания интенсивного плана организации высшего в «возникновение бόльшего, точнее – бесконечного числа состояний» богатейшего по отношению к низшему предметного разнообразия, что и реализуется через дивергентную направленность развития.
Дивергентное развертывание предметного разнообразия экстенсивного плана организации совершается в процессе развития любой формы мира на основе её внутренней природы, её интенсивного плана организации. Схемой развития, как было показано выше, будет не стрела прогрессивного развития от низшего к высшему по В.В. Орлову, а сложно разветвленное «древо», развертывающее природу мира (формы мира) в могучую «крону» бесконечного предметного многообразия (непосредственный результат экстенсивной направленности дивергентного развития) и «ствол» прогрессивного развития природы мира от низшего к высшему (непосредственный результат интенсивного плана эволюции, выступающий конвергентной направленностью по отношению к сфере экстенсивного плана эволюции).
«Крона» эволюционно-организационного «древа» природы мира непосредственно выражает экстенсивный план развития и организации мира и несет в себе «своё другое» - интенсивный план внутренней природы составляющих «крону» предметов. «Ствол» непосредственно выражает интенсивный план развития и организации природы мира, развертывающийся в процессе эволюции на магистральном направлении развития мира от низшего к высшему, от низших форм природы мира к высшим. Интенсивный план организации природы мира на «магистрали» развития мира несет в себе экстенсивный план как богатейшее потенциальное содержание (Божественная программа развертывания мира в проявление бытия), реализуемое в дивергентном развертывании интенсивной природы мира в экстенсивное предметное многообразие (качественное и количественное) эволюционных «тупиков».
Дивергентная закономерность экстенсивного плана организации.
Ценотический аспект природы мира. Комплексные формы мира.
Организация природы мира не сводится к конвергентной закономерности последовательности основных форм мира от низшего к высшему, как утверждается в модели развития мира по В.В. Орлову. Наряду с этой закономерностью, присущей экстенсивному плану развития, природа мира организована также и в соответствии с дивергентной закономерностью развертывания своего внешне-предметного (относительно внутреннего интенсивного плана природы) существования в системно-иерархическую организацию сосуществования разных основных форм мира (или вышеупомянутый ценотический аспект природы мира), объединенных в космический порядок вселенной.
Принадлежащие разным уровням интенсивного плана организации мира (основным формам мира) предметы составляют сообщества, системы, организованные из разноуровневых элементов. Эти системы представляют собой комплексные формы мира, имеющие пределом всеобъемлющую комплексную форму-систему – Вселенную, или организованный Космос.
Итак. Экстенсивный план организации природы мира выступает осуществлением внешнепредметной формы выражения основных форм мира. Он выражает сосуществование предметного многообразия основных форм мира во вселенной. Это сосуществование характеризуется специфическими закономерностями системно-иерархической организации комплексных форм мира и может быть названо ценотическим планом организации природы мира.
Примером такой комплексной формы мира можно привести геологическую форму, образующую ценотическую систему из элементов физического, химического, биологического и социального уровней организации мира (или основных форм мира).
его организации и развития
Часть четвертая
Организация природы мира в интенсивном плане
Продолжим рассмотрение работы В.В. Орлова «Марксистская концепция материи и теория уровней» (В сб. Философия пограничных проблем науки. Вып.3, Пермь, 1970):
«С интенсивной стороны развитие характеризуется увеличением богатства содержания. Это увеличение обусловлено двумя механизмами: аккумуляцией основного содержания предшествующих ступеней развития в последующих и возникновением новых признаков на основе синтеза признаков предшествующих ступеней. Рост богатства содержания выражается в возникновении бóльшего качественного многообразия на высших ступенях развития, в частности, бóльшего качественного разнообразия их элементов.
Поэтому одной из важнейших закономерностей развития является построение бóльшего многообразия элементов высшего из меньшего многообразия элементов низшей ступени развития. Как известно, 3-5 типов элементарных частиц дают более 100 типов атомов, которые в свою очередь порождают около 50 тысяч неорганических и 3 млн органических веществ. На основе 100 типов атомов рождается значительно большее многообразие живых существ (свыше 1 млн видов + огромное количество внутривидовых форм). Человеческое общество (социум) включает в себя практически бесконечное многообразие человеческих (социальных) личностей».
Переводя идеи В.В. Орлова в понятия организационного плана природы мира можно сказать следующее. Организация природы мира выступает в двух аспектах: экстенсивном и интенсивном.
В экстенсивном плане мир представлен совокупностью предметов, форм организации природы мира в порядке увеличения распространенности низших форм организации природы мира по отношению к высшим. Низшие формы организации составляют для высших форм внешнюю среду обитания, основу существования высших форм.
В интенсивном же плане мир представлен конвергентной системной иерархией форм организации в последовательности сужения распространенности высших форм организации природы мира, имеющей пределом человеческую социальную форму организации природы мира на вершине конуса развития в интенсивном плане аккумуляции содержания природы мира.
Эти два противоположно направленных аспекта организации природы мира (стремящееся к бесконечности распространения во Вселенной предметное разнообразие низших форм организации природы мира и стремящееся к пределу интеграции, аккумуляции содержания природы мира организация на высших планах, формах природы мира) образуют противоречие первого полукружия великого цикла Махаманвантары – процесса инволюции, или погружения потока жизни в глубины материальности до физического плана организации природы мира.
Финалом, кульминацией инволюции выступает социальная человеческая форма мира на физическом плане природы мира, в которой достигнут предел конвергенции в развитии. Социальная форма организации природы мира развернута на базе одного биологического вида Homo Sapiens, аккумулировавшего всё богатство содержания предшествующих низших форм организации природы мира.
Дальнейшее продвижение по циклу Махаманвантары сопряжено со сменой типа развития. На смену процесса инволюции приходит противоположно направленный процесс собственно эволюции. И этот переход сопряжен с наделением человека Высшими направителями эволюции самосознающим разумом.
Человек (социальная форма организации природы мира), наделенный разумом, принимает на себя ответственность за ход эволюции по Божественному плану. Обладая дарованной Высшим свободой воли, человек (индивидуум и социум) делает ответственный выбор куда направлять свою энергию, свой выбор: по направлению Божественного плана эволюции в цикле Махаманвантары или прельщаться своими эгоистическими заблуждениями, тормозить и даже препятствовать свершению эволюции. Сделав тот или иной выбор, человек теперь (получив разум) отвечает за последствия своих выборов. Если человеческие выборы следуют законам эволюции – человек благоденствует. Если свобода выбора использована в противодействии законам эволюции – человек по закону Кармы получает болезни, войны, природные катаклизмы.
Человек неразумными выборами не может остановить ход эволюции в цикле Махаманвантары, но он неотъемлемый участник эволюции и в ходе эволюции сам человек реализует Божественную Волю по мере того как своими выборами, поступками, своей деятельностью человек набирается в «Колесе сансары» бесценного духовного опыта и постепенно расширяет свое сознание от духовного невежества к просветленному знанию.
Содержательный аспект эволюции в цикле Махаманвантары на стадии инволюции был сопряжен с процессом проявления к бытию материальных проводников духа. Содержание мира выявлялось в инволюции через дифференциацию многообразия и многочисленности материальных проводников низших форм организации мира, образовавших пространство «внешней среды» для высших форм организации мира. Противоположный аспект через развитие в интенсивном плане проявил к бытию форму организации универсального по аккумулированному содержанию материального проводника социального человека.
Далее перейдя от инволюции к собственно эволюции цикл Махаманвантары сопряжен уже с переходом содержательного аспекта эволюции от проявления к бытию материальных проводников к процессу роста богатства содержания сознания через эволюционное развитие человека в его прохождении через планы бытия от низшего грубоматериального физического далее через тонкоматериальные планы астральный, ментальный, нирванический до возвращения в лоно отправной точки Махаманвантарного цикла – слияния с Единым.
По мере прохождения восходящей собственно эволюционной ветви человек по своим материальным проводникам трансформируется в вознесенное состояние, поэтапно изживая свои низшие материальные проводники: лишаясь поочередно физического, астрального, ментального и т.д. тел - материальных проводников духа, сознания.
Возвращаясь на наш бренный физический план мира, что еще следует сказать об интенсивном и экстенсивном планах организации природы мира. Интенсивный план организации природы мира характеризует общность внутренней природы предметов мира и возрастание богатства их внутреннего актуального содержания на высших уровнях, в высших формах мира по отношению к низшим посредством перехода потенциального содержания природы мира в актуальное по мере продвижения развития от низших форм к высшим.
Экстенсивный план организации природы мира характеризует развертывание содержания мира в бесконечное предметное многообразие форм организации мира. Для низших форм организации мира характерна бóльшая численная и пространственная распространенность предметной формы существования данных низших уровней организации природы мира по отношению к распространенности предметного существования высших уровней организации природы мира. Благодаря этому низшие формы мира и составляют окружающую среду (среду обитания, экосферу) для высших форм мира.
Эволюция мира в двух противоположно направленных аспектах (экстенсивном – путем все большей пространственной распространенности форм мира «вниз»; интенсивном – путем все большей аккумуляции содержания «вверх», в предметах высших форм организации природы мира) образует противоречие развития мира, разрешением которого выступает развертывание природы проявленного мира в бесконечное многообразие предметов мира (экстенсивный план) и бесконечное богатство содержания внутренней природы предметов (интенсивный план).
«Исключительное значение для понимания развития имеют механизмы аккумуляции результатов предшествующего развития и возникновения новых признаков на основе синтеза признаков низшего этапа развития.
Проблема аккумуляции содержаний (признаков) низших ступеней в высших связана с …закономерностью включения низшего в его развитом виде в состав высшего. Диалектический смысл этого включения состоит в том, что развитие невозможно без сохранения уже достигнутых результатов…
Включение низшего в высшее…выступает в двух формах: прямого сохранения низшего (как единства фундаментального и теневого уровней) и более слитного включения содержания низшего в содержание собственно высшего уровня.
Первое включение выражено в виде достаточно четко дифференцированных уровней высшего (например, физического и химического уровней в составе живой материи), второе – в существовании более отдаленного и опосредованного сходства между собственно высшим и предшествующими ступенями развития…
(Так,) Жизненные явления и процессы в их собственно биологическом содержании, описываемом терминами биологии (то есть в отвлечении от их физико-химических основ), также содержат в себе глубокое родство или сходство с физическими и химическими явлениями и процессами, несут в себе некоторое физическое и химическое содержание.
Как определить это содержание? Какими средствами можно выделить его из слитного собственно химического уровня? … Наряду со специфическим низшее обладает некоторым пластическим содержанием, которое непосредственно выражает собой универсальное содержание материи… Этот пластический момент является собственно зародышем высшего…»
В описании механизма организационно-структурного включения низшего в состав высшего выделение в низшем некоего пластического содержания – зародыша высшего – есть ничто иное как попытка материалистическими средствами вывести высшее из низшего как сложное из простого. Высшее содержится в низшем не в виде некоего пластического зародыша (зародыша в духе преформизма), а как вполне определенное, конкретное содержание высшего, данное в низшем в потенциальной форме.
Собственно универсального и собственно специфического содержание как самостоятельных, независимых друг от друга содержаний нет. Универсальное и специфическое лишь противоположные формы выражения единого содержания, единой природы предмета, мира. Универсальное содержание иначе не существует как через специфическое содержание конкретных предметов, а специфическое – лишь выражает универсальное содержание через природу конкретных предметов. И если форма «прямого сохранения низшего (как единства фундаментального и теневого уровней)» есть выражение сохранения специфики собственно низшей основы в интегральной природе высшего, то выражение слитности, единства низшего и собственно высшего в интегральной природе высшего характеризует высшее как специфичность нового организационного уровня.
Эта специфичность предметов высшего организационного уровня по новому выражает универсальные свойства природы мира. Например, отражение как универсальное свойство природы мира существует не иначе как в специфических формах выражения на конкретных ступенях организации природы мира. Биологическое отражение отлично, специфично по отношению к химическому отражению, однако обе специфические формы отражения являются выражением универсального содержания – свойства отражения. То есть универсальное содержание конкретных предметов, уровней организации природы мира существует не иначе как через «свое другое» - через специфические формы выражения универсальных свойств природы мира. И биологическое отражение присутствует в низшем химическом уровне организации природы мира не в виде преформистского зародыша, а в полноте своей организации, но скрыто, имплицитно, в потенциальной форме, актуализирующейся в переходе развития от низшего к высшему, от химического к биологическому.
Главное в понятии развития как переходе от низшего к высшему заключается в том, что переход развития не есть самоорганизация низшего в высшее, а есть закон, сила Высшего, развертывающая потенциальное содержание, представляющее собой Программу развития мира. Нет самопроизвольного, случайного развития из простого состояния низшего к сложному, все более высокоорганизованному высокоупорядоченному состоянию высшего. Развитие идет по Божественному Плану проявления мироздания, по Единой Программе мироздания, осуществяемой Высшими Разумными силами – Космическими Строителями (по Тайной Доктрине это Дхиан Коганы). Генетический клеточный код – это малый фрагмент Единой Программы Мира. Соответствующие фрагменты Единой Программы имеются у любой частицы мироздания – от атома до вселенной. Этот закон эволюционной упорядоченности слагает Космос как упорядоченное, организованное мироздание.
Переводя идеи В.В. Орлова в тему организации природы мира в интенсивном плане, следует сказать, что организация форм мира в интенсивном плане природы мира является «своим другим», противоположностью организации природы мира в экстенсивном плане. Предметное многообразие низших форм организации мира составляет внешнюю среду существования для высших форм мира, выступает внешней природой, тождественной по содержанию внутренней природе предметов высших форм организации мира, благодаря включению посредством аккумуляции содержания низших форм мира в интегральную природу высших форм мира.
«Основная закономерность развития в интенсивном плане заключается, следовательно, в интеграции, синтезе, обобщении всего содержания предшествующих ступеней развития и возникновение на этой основе нового специфического содержания. Тенденция экстенсивного сужения связана поэтому с тенденцией концентрации содержания в процессе развития, конвергенции бесконечного многообразия признаков к некоторому обобщающему и всеобъемлющему единству.
Обобщая экстенсивную и интенсивную закономерности развития, можно, очевидно, внести представление об общей экстенсивно-интенсивной закономерности конвергентного (количественно-качественного) развития».
Это означает, что интенсивный план организации мира выражает конвергенцию количественной предметной представленности от низших форм организации мира к высшим. Сокращение количественной предметной представленности сопровождается универсализацией актуальной природы высших форм мира, ростом богатства индивидуальной природы высшего. А на этой основе происходит увеличение качественного (содержательного) предметного многообразия высших форм мира при сокращении количественно-пространственной представленности предметного плана высших форм мира.
Организация природы мира в экстенсивном плане. Древо организации-развития природы мира
Когда мы рассмотрим природу мира в экстенсивном плане безотносительно пространствен- ной распространенности низших и высших основных форм мира, то получим следующую картину. Внутри каждой основной формы мира (физической, химической, биологической и социальной) действует противоречие конвергентной и дивергентной направленности развития и организации формы мира. Конвергентная направленность выражает сужение, сокращение предметной распространенности высших форм развития-организации в пределах основной формы мира (на «магистрали» прогрессивного развития данной формы мира).
А дивергентная направленность развития разворачивает всю полноту содержания основной формы мира в пышное предметное разнообразие данной формы мира на всех подуровнях организации, во всех «тупиковых» направлениях развития (и развертывания полной системно-иерархической организации) основной формы мира.
Это противоречие конвергентной и дивергентной направленности развития и организации формы мира развертывает (проявляет к бытию) всю полноту содержания основной формы мира в схематично-символичное «древо организации-развития» формы мира. Конвергентное направление развития формирует «магистраль-ствол» древа, идущую от предшествующей низшей основной формы мира к последующей высшей основной форме мира. А дивергентное направление – формирует «тупики развития-крону» древа. В целом разрешением противоречия конвергентной и дивергентной направленности развития выступает полное проявление к бытию всей основной формы мира.
Основой для экстенсивного развертывания природы основной формы мира служит интенсивный план природы формы мира. Дивергенция предметного многообразия мира исходит из внутреннего богатства содержания той или иной формы мира. Чем форма мира более высокоорганизавана, чем более высокий уровень развития характеризует форму мира, тем выше степень дивергенции (или дифференциации) предметного многообразия на основе интенсивного плана организации формы мира, тем более пышная «крона» у «древа организации-развития» данной формы мира. Единство, общность природы формы мира (интенсивный план её природы) множится, дифференцируется (подобно белому свету, преломленному оптической призмой) на предметное многообразие, выявляющее к бытию всю гамму специфических свойств, признаков, сокрытых в интенсивном плане природы формы мира.
Интенсивный план характеризует богатство, содержательность внутренней природы предметов формы мира. А экстенсивный план раскрывает этот потенциал формы мира во внешнее предметное богатство, предметное многообразие формы мира.
Экстенсивный план раскрывает специфику природы формы мира в опредмеченном внешнем выражении собственной природы по отношению к предметному существованию других форм мира, ведущих совместное предметное сосуществование в системно-иерархической многоуровневой предметной организации вселенной.
Ценотический аспект организации природы мира
Такое совместное сосуществование предметов разных уровней развития, разных форм организации природы мира получило в биологии и географии понятийное выражение – биогеоценоз (ввел географ В.Н. Сукачев в 1940 году; в новейшее время это еще и предмет экологии). Это понятие по своей сути выходит за рамки биологической и географической науки и является универсальной философской категорией. Понятие сосуществования предметов разных уровней развития-организации применимо ко всему проявленному мирозданию и составляет ценотический аспект природы мира.
Краткий итог. Ценотический аспект природы мира есть выражение экстенсивного плана организации природы мира. В данном аспекте для низших форм организации природы мира характерно количественное преобладание пространственной распространенности их предметного многообразия по отношению к высшим формам природы мира. Зато для высших форм организации природы мира характерно преобладание качественного (содержательного) многообразия предметного плана по отношению к низшим формам природы мира.
Отрицание В.В. Орловым дивергентного плана развития природы мира в силу его исходной партийной философской позиции (материалистического монизма)
«Развитие по самому своему существу не может быть понято иначе, как процесс последо- вательного сокращения круга материальных образований при переходе от относительно простой к относительно сложной ступени развития…, как рост содержательности интенсивного богатства этих форм… Формально можно допустить, что развитие могло бы идти дивергентным и параллельным путями… Однако эти допущения должны быть отброшены. Разряжение содержания при дивергентном развитии не может быть увязано ни с какими известными нам фактами».
Весьма наглядный пример неизбежности ошибочных выводов при ложности (с позиций диалектики) исходной посылки. В.В. Орлов достиг очень значительных результатов в разработке концепции развития как разрешения противоречия низшего и высшего. Выдающийся результат разработки проблемы развития и организации материи В.В. Орловым тем не менее не снимает исходной ограниченности применяемого подхода к проблеме развития.
Автор за понятие развития вообще берет одну его разновидность – прогрессивное развитие. В результате из теоретической модели развития мира были заведомо исключены обширные сферы непрогрессивного развития. Следствием исходного монистического философского подхода явилось, также, умаление (вплоть до исключения из рассмотрения) таких аспектов исследования как организационный план природы мира (у В.В. Орлова он занимает заднеплановое подчиненное положение по сравнению со статусом развития), как экстенсивный план развития, или «свое другое» интенсивного плана (у В.В. Орлова он почти не рассматривается), а дивергентный аспект развития, или «свое другое» конвергентного аспекта, Орловым отрицается начисто.
С позиций диалектического дуализма, определяя развитие как процесс возникновения, изменения, перехода содержания мира из одной его формы выражения в другую, получим диалектическую основу для выражения развития как универсальной характеристики природы мира, атрибута природы мира, охватывающего всё содержание, все формы мира. В этом случае диалектической противоположностью конвергентной направленности развития выступает дивергентная направленность, которую В.В. Орлов отрицает в корне:
«(допущение дивергентного развития)…приводит к выводу о существовании некоторого изначального состояния материи, с которого начинается её эволюция. Можно понять, как из бόльшего количества простых состояний может возникать меньшее количество сложных состояний, но как представить себе возникновение бόльшего, точнее – бесконечного числа состояний, из меньшего, конечного?».
В данном утверждении автор противоречит сам себе. Ранее он утверждал, что развитие невозможно иначе представить, как возникновение высшего сложного с бόльшим богатством содержания, бόльшим числом признаков, следовательно с бόльшим числом качественных состояний, а теперь оказалось невозможным «представить себе возникновение бόльшего, точнее – бесконечного числа состояний, из меньшего, конечного». Поворот на 180 градусов связан с разрывом взаимоотношения количества и качества. Данный софизм основан на подмене качества природы высшего качеством природы низшего.
Подразумевая что низшее и высшее одной качественной ступени развития, В.В. Орлов получил парадокс уменьшения с количественной стороны предметного разнообразия высшего с невозможностью объяснения «возникновения бόльшего, точнее – бесконечного числа состояний (высшего), из меньшего, конечного (числа исходных состояний высшего по отношению к низшему)».
В том и состоит принципиальное отличие высшего от низшего, что оно при количественном, пространственном сокращении своей предметной формы бытия, качественно (по содержательному богатству своей природы) превосходит исходное низшее. Это и служит основанием (богатым содержательно интенсивным планом природы высшего) на порядки превосходить низшее по возможностям дивергентного развития, развертывания интенсивного плана организации высшего в «возникновение бόльшего, точнее – бесконечного числа состояний» богатейшего по отношению к низшему предметного разнообразия, что и реализуется через дивергентную направленность развития.
Дивергентное развертывание предметного разнообразия экстенсивного плана организации совершается в процессе развития любой формы мира на основе её внутренней природы, её интенсивного плана организации. Схемой развития, как было показано выше, будет не стрела прогрессивного развития от низшего к высшему по В.В. Орлову, а сложно разветвленное «древо», развертывающее природу мира (формы мира) в могучую «крону» бесконечного предметного многообразия (непосредственный результат экстенсивной направленности дивергентного развития) и «ствол» прогрессивного развития природы мира от низшего к высшему (непосредственный результат интенсивного плана эволюции, выступающий конвергентной направленностью по отношению к сфере экстенсивного плана эволюции).
«Крона» эволюционно-организационного «древа» природы мира непосредственно выражает экстенсивный план развития и организации мира и несет в себе «своё другое» - интенсивный план внутренней природы составляющих «крону» предметов. «Ствол» непосредственно выражает интенсивный план развития и организации природы мира, развертывающийся в процессе эволюции на магистральном направлении развития мира от низшего к высшему, от низших форм природы мира к высшим. Интенсивный план организации природы мира на «магистрали» развития мира несет в себе экстенсивный план как богатейшее потенциальное содержание (Божественная программа развертывания мира в проявление бытия), реализуемое в дивергентном развертывании интенсивной природы мира в экстенсивное предметное многообразие (качественное и количественное) эволюционных «тупиков».
Дивергентная закономерность экстенсивного плана организации.
Ценотический аспект природы мира. Комплексные формы мира.
Организация природы мира не сводится к конвергентной закономерности последовательности основных форм мира от низшего к высшему, как утверждается в модели развития мира по В.В. Орлову. Наряду с этой закономерностью, присущей экстенсивному плану развития, природа мира организована также и в соответствии с дивергентной закономерностью развертывания своего внешне-предметного (относительно внутреннего интенсивного плана природы) существования в системно-иерархическую организацию сосуществования разных основных форм мира (или вышеупомянутый ценотический аспект природы мира), объединенных в космический порядок вселенной.
Принадлежащие разным уровням интенсивного плана организации мира (основным формам мира) предметы составляют сообщества, системы, организованные из разноуровневых элементов. Эти системы представляют собой комплексные формы мира, имеющие пределом всеобъемлющую комплексную форму-систему – Вселенную, или организованный Космос.
Итак. Экстенсивный план организации природы мира выступает осуществлением внешнепредметной формы выражения основных форм мира. Он выражает сосуществование предметного многообразия основных форм мира во вселенной. Это сосуществование характеризуется специфическими закономерностями системно-иерархической организации комплексных форм мира и может быть названо ценотическим планом организации природы мира.
Примером такой комплексной формы мира можно привести геологическую форму, образующую ценотическую систему из элементов физического, химического, биологического и социального уровней организации мира (или основных форм мира).
Комментарии:
Похожие статьи:
24 декабря 2011, Суббота
Альтернатива монистической философии - Диалектический дуализм
22 мая 2012, Вторник
Мироздание в аспекте противоречияего организации и развития. Часть четырнадцатая
24 февраля 2012, Пятница
Мироздание в аспекте противоречия его организации и развития Часть третья
04 мая 2012, Пятница
Мироздание в аспекте противоречия его организации и развития. Часть тринадцатая
03 апреля 2012, Вторник
Мироздание в аспекте противоречия его организации и развития. Часть девятая
18 апреля 2012, Среда
Мироздание в аспекте противоречия его организации и развития. Часть двенадцатая
29 марта 2012, Четверг
Мироздание в аспекте противоречия его организации и развития. Часть восьмая