Периодичность – фундаментальная характеристика мироздания. Цикличность Хаоса и Порядка.
Мироздание не следует в своем бытии ни второму началу термодинамики, ни всеохватному прогрессу от «хаоса» к поразительному порядку Космоса. Бытие мира есть цикличность проявления к существованию всего предметного многообразия мироздания. Сам масштаб циклов бытия (по меркам человеческого восприятия) беспределен: от невообразимой скоротечности существования (жизни) элементарных частиц до практической вечности срока жизни вселенной. ПЕРИОДИЧНОСТЬ – ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МИРОЗДАНИЯ.
ЦИКЛИЧНОСТЬ ХАОСА И ПОРЯДКА
В современной науке принято считать, что порядок рождается из хаоса. При этом по представлению эволюционистов-неодарвинистов (СТЭ – синтетическая теория эволюции) и синергетиков переход от неупорядоченного (или менее упорядоченного) к упорядоченному (или более упорядоченному) состоянию предметов мира, от простых к более сложно организованным состояниям совершается на основании случайности (случайных по своей природе факторов эволюционного развития), как то мутации в СТЭ и флуктуации в синергетике. Эволюция, или прогрессивное развитие, понимается как тотальный процесс, явно доминирующий над процессами деградации, распада.
В физических понятиях термодинамики (в теории синергетики) эволюция совершается в направлении уменьшения энтропии (или роста негэнтропии). Для физических термодинамических систем более естественным термодинамика (второй закон термодинамики) считает направленность изменений в сторону установления равновесного состояния с увеличением энтропии. Выход из этого противоречия синергетика предлагает через признание абсолютного большинства физических систем открытыми и неравновесными.
В данной концепции нет приемлемого ответа на вопрос, какие силы, законы диктуют во вселенной приток энергии в эволюционирующие открытые неравновесные системы и куда при свершении эволюционного развития этих систем отводится высвобождаемая энергия? Ведь по законам термодинамики, если имеет место приток энергии извне, расходуемый на убывание энтропии в открытых неравновесных системах (процесс свершения прогрессивной эволюции), то должно быть эквивалентное количество термодинамических систем, в которых энтропия должна возрастать. Куда отводится энергия от эволюционирующих систем?
Если смотреть на природные процессы не сквозь фильтр теоретических предположений дарвинизма, неодарвинизма и синергетики, то можно сделать совсем другие выводы о бытии мироздания. Бытие мира не сводится ни к тенденции «тепловой смерти» по законам классической термодинамики, ни к тотальному прогрессу по предположениям дарвинизма и синергетики.
В природе действует космический закон цикличности (или периодичности). В бытии мира циклично (по кругооборотам) чередуются периоды созидания эволюционного порядка (полупериоды прогресса от простых к высокоорганизованным системам) и регресса, распада, возврата к исходной простоте (полупериоды регресса от высокоорганизованных систем к исходному состоянию). Циклы бытия предметов мира (от уровня элементарных частиц до мегауровня вселенной, от объектов микромира до объектов макромира и мегамира) наглядно демонстрируют, что эти циклы от зарождения через достижение максимума организационной развитости, пика организационного порядка (пика прогрессивного развития) и далее через регресс, деструкцию до возврата к исходному простому состоянию начальной организованности (по Библии «возврат в прах земной») закономерно сопряжены между собой, обеспечивая процесс бытия мира.
Мироздание не следует в своем бытии ни второму началу термодинамики, ни всеохватному прогрессу от «хаоса» к поразительному порядку Космоса. Бытие мира есть цикличность проявления к существованию всего предметного многообразия мироздания. Сам масштаб циклов бытия (по меркам человеческого сознания) беспределен: от невообразимой скоротечности существования (жизни) элементарных частиц до практической вечности срока жизни вселенной. Соответственно и полупериоды циклов бытия (прогресс и регресс) имеют фантастический временнóй размах (от полупериодов жизни элементарных частиц до соответствующих полупериодов бытия вселенной). Именно масштаб бытия вселенной создает впечатление тотальности эволюционного прогресса, доминирования в мироздании прогресса над регрессом. Практические примеры регресса в космосе (полные циклы жизни, объединяющие прогресс и регресс) несопоставимы по масштабу с полным циклом вселенной. Мы видим рождение и смерть в полных циклах от уровня элементарных частиц до уровня галактик. Но мы не можем созерцать полный цикл вселенной. Отсюда и господствует представление о мироздании как арене тотальной эволюции с частными проявлениями регресса.
По учению эзотеризма («Тайная доктрина» Е.П. Блаватской) самым глобальным проявлением периодичности в бытии мироздания выступает Великое Дыхание. Это периодический процесс проявления мироздания к бытию из Абсолюта (Выдох - дифференциация природы мироздания из изначального состояния Единого) и сменяющий его процесс «растворения» (Вдох - возврат проявленного мироздания к исходному состоянию Всеединства, от дифференциации проявленного мира к Единому). Полупериод Выдоха называется циклом Махаманвантары (включает полупериоды инволюции и эволюции) и полупериод Вдоха – цикл Махапралайи (сокрытое от человеческого разума пребывание мироздания в Едином).
В книге «Записи диалогов с космическим Разумом» (Л. Я. Вейнгерова, Д. Д. Гурьев. 1988-1994 годы) утверждается:
«Четвертый универсальный закон Космоса: «Как вверху, так и внизу»…станет центральной мыслью в создании нового философского учения, которое, взяв основой второй универсальный закон Космоса, развив понятие единства и борьбы противоположностей, предложит в качестве идеи нового учения развитие понятия периодичность …».
По всей видимости научный взгляд на мироздание в ближайшее время претерпит существенную трансформацию и поиск объединяющей мировоззренческой идеи вынесет на всеобщую научную дискуссию представление о периодичности (цикличности, круговороте) как базовом понятии, определяющем современное мировоззрение.
Представление физики о хаосе как антагонисте порядка начинает меняться. Приобретает признание концепция детерминированного хаоса. Предметом исследования в ней стали понятия детерминированного и «истинного» хаоса, парадокс упорядоченного хаоса, детерминистические закономерности в системах с хаотической динамикой. Понятие хаоса из «истинного» постепенно заменяется на представление об упорядоченности, организованности хаотических систем.
Физика приближается к пониманию хаоса не как изначального состояния отсутствия какой-либо организованности в простых физических системах, а как состояния такой физической упорядоченности в этих системах, которую еще только предстоит исследовать и научно описать.
Сложные физические системы в составе интегральной природы химического и биологического. Теневая система низшего (физического) в интегральной системе высшего (химического, биологического)
И в неодарвинизме и в синергетике проводится идея саморазвития без участия так называемых сверхестественных сил. Источники саморазвития в неодарвинизме это мутации в объектах развития и естественный отбор. В синергетике – флуктуации, внутренне присущие объектам развития и внешние «определенные условия» (аналог естественного отбора). Подобные факторы эволюции по сути дела не объясняют переход от низшего простого состояния эволюционирующих объектов к высшему состоянию сложной организации.
Более того, если допустить эволюцию по дарвинизму или синергетике, то само существование высшего превращается в эпифеномен. Физическая основа химического и биологического саморазвивается в физические сложные системы, сопровождаемые дополнительными химическими или биологическими свойствами. Мы получим классический вариант физического редукционизма: вся природа химического и биологического будет объясняться сложными физическими системами, то есть физическими по сути качествами.
Решение этого парадокса возникновения высшего из низшего было предложено философской школой В.В. Орлова (Кобловым А.Н.) в рамках концепции уровней развития материи. Было разработано понятие теневой системы низшего в интегральной системе высшего. Суть идеи теневой системы низшего заключается в том, что высшее (химическое, биологическое) детерминирует своей высшей природой, законами высшего развитие низшего (физической системы), включенного в интегральную природу (систему) высшего. В рамках высшей интегральной природы физическое низшее приобретает свойства невозможные в его свободном существовании (вне рамок интегральной природы высшего). Физика химического есть теневая физическая система высшей интегральной организации химических объектов, принципиально отличающаяся от свободного физического (вне интегральной природы химических объектов). Эта сложная высокоорганизованная физическая система не самоорганизовалась (саморазвилась), а была порождена действием высщих химических законов и способна физически существовать только в рамках интегральной химической природы. Так, физическая система атома стабильна, поскольку подчинена химической природе атома как простейшего элемента химического уровня организации. Химический закон, химическое качество удерживает в сфере своего действия теневую физическую систему атома как стабильную систему положительно заряженного атомного ядра и отрицательно заряженных электронных оболочек Распад химического (то есть прекращение действия высших химических законов) влечет и распад теневой физической системы химического. Аналогично представлена и физическая основа биологического объекта.
В данной концепции теневой системы низшего в рамках интегральной природы высшего нет места физическому редукционизму. Именно высшее (законы его сферы действия) позволяют низшему совершить эволюционный переход от низшего организационного уровня к высшему.
Сами законы высшего, как и любые законы природы, не действуют автоматически (хотя именно так представляется их действие человеку – самоорганизация, саморазвитие). За законами природы сокрыты от человека разумные силы Космоса – Строители, или Конструкторы эволюции (по «Тайной доктрине» - это Дхиан Коганы). Самоорганизация по концепции синергетики в отношении «второй природы», или техносферы, человека привела бы к такой картине. Технические сооружения, города, инфраструктура, сельско-хозяйственные системы самоорганизовались вследствие случайных отклонений (флуктуаций) в исходных девственных природных системах при наличии определенных условий (наличие человеческого фактора). Без разумного человеческого фактора никакой самоорганизации «второй природы» не может быть принципиально. Никакие флуктуации в естественных природных системах ни на шаг не продвинут «самоорганизацию» техносферы без присутствия а) разумного человеческого фактора; б) наличия у этого разумного фактора плана (проекта) преобразования девственных природных систем в системы «второй природы». Когда синергетика рассматривает естественные природные системы, то за скобками остается фактор - при определенных условиях - и вопрос что или кто создает эти «определенные условия». У тех исследователей, которые задаются ответом на вопрос чтó стоит за этими «определенными условиями», есть несколько вариантов ответа (информационно-энергетическое поле планеты, Высший разум, Создатель и т.д.), показывающих, что самоорганизация систем несостоятельна без привлечения надсистемного внешнего фактора.
Цикличность хаоса и порядка, или циклы жизни всего сущего
В свете концепции теневой системы низшего картина мироздания с цикличностью прогресса-регресса и соотношением порядка и хаоса примет логически последовательный вид.
Проявленное существование (жизненный цикл) предметов мира проходит три этапа: рождение (возникновение), бытие (функционирование: обмен энергии со средой обитания) и смерть (деструкция, распад системы предмета мира).
Характер, сложность этапа бытия предметов мира зависит от уровня организации, к которому принадлежат предметы мира. Для предметов, представляющих из себя простые физические системы, уместна характеристика их бытия (функционирования) как «хаос». По мере повышения уровней организации предметов мира этап функционирования в индивидуальном цикле жизни предметов предстает как два подэтапа бытия предметов: сперва функционирование сопряжено с прогрессивным усложнением структуры предметов (химические предметы – коллоиды, мицеллы; биологические предметы – организмы, биоценозы; космологические предметы – космические тела: кометы, планеты, звезды и т.д.), затем - с постепенным (или скоротечным) регрессом до этапа распада (смерти) систем, составляющих предметы.
Восхождение развития-организованности от первоначального «праха земного» к высшим уровням организации предметов мира (от физичских к химическим, биологическим, социальным) связано с формированием теневых систем низших уровней организации в предметах высших уровней организации природы мира. В химических предметах формируются физические теневые системы; в биологических - физические и химические теневые системы; в социальных – физические, химические и билогические теневые системы.
Что принципиально важно – формирование низших теневых систем в рамках интегральной природы высших уровней организации идет не путем самоорганизации и саморазвития предметов низшего уровня организации в предметы высшего уровня организации, а путем формирования низшей организационной системы (низшей теневой основы) предметов высшего уровня организации в сфере действия законов этого высшего уровня организации. Под действием законов высшего уровня организации в предметах этого уровня формируются адекватные природе высшего системы включенного низшего – теневые системы низшего. Эти теневые системы способны к существованию только в рамках интегральной природы высшего.
Когда цикл бытия предмета мира завершается, происходит выход (возврат) элементов низшего уровня из сферы действия законов интегрального высшего в сферу действия законов свободного низшего – в исходные простые низшие системы. Тело биологического организма после смерти разлагается на простые химические соединения, вливающиеся в химические пиродные системы, химические циклы. При распаде химических атомов освобождаются физические элементы – ядра бывших атомов, электроны – переходящие в физические системы: ядра - в физическую систему – плазма, электроны – в системы элементарных частиц.
То, что представлялось ранее как первичный хаос, представляет собой различные субфизические и физические подуровни организации – простые, «хаотичные» по отношению к высшим химическим, биологическим, социальным системам соответствующих уровней организации.
ЦИКЛИЧНОСТЬ ХАОСА И ПОРЯДКА
В современной науке принято считать, что порядок рождается из хаоса. При этом по представлению эволюционистов-неодарвинистов (СТЭ – синтетическая теория эволюции) и синергетиков переход от неупорядоченного (или менее упорядоченного) к упорядоченному (или более упорядоченному) состоянию предметов мира, от простых к более сложно организованным состояниям совершается на основании случайности (случайных по своей природе факторов эволюционного развития), как то мутации в СТЭ и флуктуации в синергетике. Эволюция, или прогрессивное развитие, понимается как тотальный процесс, явно доминирующий над процессами деградации, распада.
В физических понятиях термодинамики (в теории синергетики) эволюция совершается в направлении уменьшения энтропии (или роста негэнтропии). Для физических термодинамических систем более естественным термодинамика (второй закон термодинамики) считает направленность изменений в сторону установления равновесного состояния с увеличением энтропии. Выход из этого противоречия синергетика предлагает через признание абсолютного большинства физических систем открытыми и неравновесными.
В данной концепции нет приемлемого ответа на вопрос, какие силы, законы диктуют во вселенной приток энергии в эволюционирующие открытые неравновесные системы и куда при свершении эволюционного развития этих систем отводится высвобождаемая энергия? Ведь по законам термодинамики, если имеет место приток энергии извне, расходуемый на убывание энтропии в открытых неравновесных системах (процесс свершения прогрессивной эволюции), то должно быть эквивалентное количество термодинамических систем, в которых энтропия должна возрастать. Куда отводится энергия от эволюционирующих систем?
Если смотреть на природные процессы не сквозь фильтр теоретических предположений дарвинизма, неодарвинизма и синергетики, то можно сделать совсем другие выводы о бытии мироздания. Бытие мира не сводится ни к тенденции «тепловой смерти» по законам классической термодинамики, ни к тотальному прогрессу по предположениям дарвинизма и синергетики.
В природе действует космический закон цикличности (или периодичности). В бытии мира циклично (по кругооборотам) чередуются периоды созидания эволюционного порядка (полупериоды прогресса от простых к высокоорганизованным системам) и регресса, распада, возврата к исходной простоте (полупериоды регресса от высокоорганизованных систем к исходному состоянию). Циклы бытия предметов мира (от уровня элементарных частиц до мегауровня вселенной, от объектов микромира до объектов макромира и мегамира) наглядно демонстрируют, что эти циклы от зарождения через достижение максимума организационной развитости, пика организационного порядка (пика прогрессивного развития) и далее через регресс, деструкцию до возврата к исходному простому состоянию начальной организованности (по Библии «возврат в прах земной») закономерно сопряжены между собой, обеспечивая процесс бытия мира.
Мироздание не следует в своем бытии ни второму началу термодинамики, ни всеохватному прогрессу от «хаоса» к поразительному порядку Космоса. Бытие мира есть цикличность проявления к существованию всего предметного многообразия мироздания. Сам масштаб циклов бытия (по меркам человеческого сознания) беспределен: от невообразимой скоротечности существования (жизни) элементарных частиц до практической вечности срока жизни вселенной. Соответственно и полупериоды циклов бытия (прогресс и регресс) имеют фантастический временнóй размах (от полупериодов жизни элементарных частиц до соответствующих полупериодов бытия вселенной). Именно масштаб бытия вселенной создает впечатление тотальности эволюционного прогресса, доминирования в мироздании прогресса над регрессом. Практические примеры регресса в космосе (полные циклы жизни, объединяющие прогресс и регресс) несопоставимы по масштабу с полным циклом вселенной. Мы видим рождение и смерть в полных циклах от уровня элементарных частиц до уровня галактик. Но мы не можем созерцать полный цикл вселенной. Отсюда и господствует представление о мироздании как арене тотальной эволюции с частными проявлениями регресса.
По учению эзотеризма («Тайная доктрина» Е.П. Блаватской) самым глобальным проявлением периодичности в бытии мироздания выступает Великое Дыхание. Это периодический процесс проявления мироздания к бытию из Абсолюта (Выдох - дифференциация природы мироздания из изначального состояния Единого) и сменяющий его процесс «растворения» (Вдох - возврат проявленного мироздания к исходному состоянию Всеединства, от дифференциации проявленного мира к Единому). Полупериод Выдоха называется циклом Махаманвантары (включает полупериоды инволюции и эволюции) и полупериод Вдоха – цикл Махапралайи (сокрытое от человеческого разума пребывание мироздания в Едином).
В книге «Записи диалогов с космическим Разумом» (Л. Я. Вейнгерова, Д. Д. Гурьев. 1988-1994 годы) утверждается:
«Четвертый универсальный закон Космоса: «Как вверху, так и внизу»…станет центральной мыслью в создании нового философского учения, которое, взяв основой второй универсальный закон Космоса, развив понятие единства и борьбы противоположностей, предложит в качестве идеи нового учения развитие понятия периодичность …».
По всей видимости научный взгляд на мироздание в ближайшее время претерпит существенную трансформацию и поиск объединяющей мировоззренческой идеи вынесет на всеобщую научную дискуссию представление о периодичности (цикличности, круговороте) как базовом понятии, определяющем современное мировоззрение.
Представление физики о хаосе как антагонисте порядка начинает меняться. Приобретает признание концепция детерминированного хаоса. Предметом исследования в ней стали понятия детерминированного и «истинного» хаоса, парадокс упорядоченного хаоса, детерминистические закономерности в системах с хаотической динамикой. Понятие хаоса из «истинного» постепенно заменяется на представление об упорядоченности, организованности хаотических систем.
Физика приближается к пониманию хаоса не как изначального состояния отсутствия какой-либо организованности в простых физических системах, а как состояния такой физической упорядоченности в этих системах, которую еще только предстоит исследовать и научно описать.
Сложные физические системы в составе интегральной природы химического и биологического. Теневая система низшего (физического) в интегральной системе высшего (химического, биологического)
И в неодарвинизме и в синергетике проводится идея саморазвития без участия так называемых сверхестественных сил. Источники саморазвития в неодарвинизме это мутации в объектах развития и естественный отбор. В синергетике – флуктуации, внутренне присущие объектам развития и внешние «определенные условия» (аналог естественного отбора). Подобные факторы эволюции по сути дела не объясняют переход от низшего простого состояния эволюционирующих объектов к высшему состоянию сложной организации.
Более того, если допустить эволюцию по дарвинизму или синергетике, то само существование высшего превращается в эпифеномен. Физическая основа химического и биологического саморазвивается в физические сложные системы, сопровождаемые дополнительными химическими или биологическими свойствами. Мы получим классический вариант физического редукционизма: вся природа химического и биологического будет объясняться сложными физическими системами, то есть физическими по сути качествами.
Решение этого парадокса возникновения высшего из низшего было предложено философской школой В.В. Орлова (Кобловым А.Н.) в рамках концепции уровней развития материи. Было разработано понятие теневой системы низшего в интегральной системе высшего. Суть идеи теневой системы низшего заключается в том, что высшее (химическое, биологическое) детерминирует своей высшей природой, законами высшего развитие низшего (физической системы), включенного в интегральную природу (систему) высшего. В рамках высшей интегральной природы физическое низшее приобретает свойства невозможные в его свободном существовании (вне рамок интегральной природы высшего). Физика химического есть теневая физическая система высшей интегральной организации химических объектов, принципиально отличающаяся от свободного физического (вне интегральной природы химических объектов). Эта сложная высокоорганизованная физическая система не самоорганизовалась (саморазвилась), а была порождена действием высщих химических законов и способна физически существовать только в рамках интегральной химической природы. Так, физическая система атома стабильна, поскольку подчинена химической природе атома как простейшего элемента химического уровня организации. Химический закон, химическое качество удерживает в сфере своего действия теневую физическую систему атома как стабильную систему положительно заряженного атомного ядра и отрицательно заряженных электронных оболочек Распад химического (то есть прекращение действия высших химических законов) влечет и распад теневой физической системы химического. Аналогично представлена и физическая основа биологического объекта.
В данной концепции теневой системы низшего в рамках интегральной природы высшего нет места физическому редукционизму. Именно высшее (законы его сферы действия) позволяют низшему совершить эволюционный переход от низшего организационного уровня к высшему.
Сами законы высшего, как и любые законы природы, не действуют автоматически (хотя именно так представляется их действие человеку – самоорганизация, саморазвитие). За законами природы сокрыты от человека разумные силы Космоса – Строители, или Конструкторы эволюции (по «Тайной доктрине» - это Дхиан Коганы). Самоорганизация по концепции синергетики в отношении «второй природы», или техносферы, человека привела бы к такой картине. Технические сооружения, города, инфраструктура, сельско-хозяйственные системы самоорганизовались вследствие случайных отклонений (флуктуаций) в исходных девственных природных системах при наличии определенных условий (наличие человеческого фактора). Без разумного человеческого фактора никакой самоорганизации «второй природы» не может быть принципиально. Никакие флуктуации в естественных природных системах ни на шаг не продвинут «самоорганизацию» техносферы без присутствия а) разумного человеческого фактора; б) наличия у этого разумного фактора плана (проекта) преобразования девственных природных систем в системы «второй природы». Когда синергетика рассматривает естественные природные системы, то за скобками остается фактор - при определенных условиях - и вопрос что или кто создает эти «определенные условия». У тех исследователей, которые задаются ответом на вопрос чтó стоит за этими «определенными условиями», есть несколько вариантов ответа (информационно-энергетическое поле планеты, Высший разум, Создатель и т.д.), показывающих, что самоорганизация систем несостоятельна без привлечения надсистемного внешнего фактора.
Цикличность хаоса и порядка, или циклы жизни всего сущего
В свете концепции теневой системы низшего картина мироздания с цикличностью прогресса-регресса и соотношением порядка и хаоса примет логически последовательный вид.
Проявленное существование (жизненный цикл) предметов мира проходит три этапа: рождение (возникновение), бытие (функционирование: обмен энергии со средой обитания) и смерть (деструкция, распад системы предмета мира).
Характер, сложность этапа бытия предметов мира зависит от уровня организации, к которому принадлежат предметы мира. Для предметов, представляющих из себя простые физические системы, уместна характеристика их бытия (функционирования) как «хаос». По мере повышения уровней организации предметов мира этап функционирования в индивидуальном цикле жизни предметов предстает как два подэтапа бытия предметов: сперва функционирование сопряжено с прогрессивным усложнением структуры предметов (химические предметы – коллоиды, мицеллы; биологические предметы – организмы, биоценозы; космологические предметы – космические тела: кометы, планеты, звезды и т.д.), затем - с постепенным (или скоротечным) регрессом до этапа распада (смерти) систем, составляющих предметы.
Восхождение развития-организованности от первоначального «праха земного» к высшим уровням организации предметов мира (от физичских к химическим, биологическим, социальным) связано с формированием теневых систем низших уровней организации в предметах высших уровней организации природы мира. В химических предметах формируются физические теневые системы; в биологических - физические и химические теневые системы; в социальных – физические, химические и билогические теневые системы.
Что принципиально важно – формирование низших теневых систем в рамках интегральной природы высших уровней организации идет не путем самоорганизации и саморазвития предметов низшего уровня организации в предметы высшего уровня организации, а путем формирования низшей организационной системы (низшей теневой основы) предметов высшего уровня организации в сфере действия законов этого высшего уровня организации. Под действием законов высшего уровня организации в предметах этого уровня формируются адекватные природе высшего системы включенного низшего – теневые системы низшего. Эти теневые системы способны к существованию только в рамках интегральной природы высшего.
Когда цикл бытия предмета мира завершается, происходит выход (возврат) элементов низшего уровня из сферы действия законов интегрального высшего в сферу действия законов свободного низшего – в исходные простые низшие системы. Тело биологического организма после смерти разлагается на простые химические соединения, вливающиеся в химические пиродные системы, химические циклы. При распаде химических атомов освобождаются физические элементы – ядра бывших атомов, электроны – переходящие в физические системы: ядра - в физическую систему – плазма, электроны – в системы элементарных частиц.
То, что представлялось ранее как первичный хаос, представляет собой различные субфизические и физические подуровни организации – простые, «хаотичные» по отношению к высшим химическим, биологическим, социальным системам соответствующих уровней организации.
Комментарии:
Похожие статьи:
24 декабря 2011, Суббота
Альтернатива монистической философии - Диалектический дуализм
01 августа 2007, Среда
Начальный курс оккультизма
22 мая 2012, Вторник
Мироздание в аспекте противоречияего организации и развития. Часть четырнадцатая
17 мая 2012, Четверг
СИНЕРГЕТИКА - концепция абсолютизации самоорганизации
26 июля 2006, Среда
Осознанные сновидения, В.И. Громов
15 октября 2009, Четверг
Бог. Земля. Человек.
01 августа 2007, Среда
Восхождение