Что говорит Библия о внетелесном опыте и астральной проекции?
Информация о внетелесном опыте (ВТО) одновременно размыта и очень субъективна. Согласно Википедии один из десяти человек утверждает, что испытывал ВТО. Описываются совершенно различные типы этого явления. Они включают в себя непроизвольные ВТО или около-смертные состояния, которые происходят после или вовремя физического травмирования или несчастного случая, а также «астральные проекции», в которых человек покидает тело намеренно и в некоторых случаях даже выходит на духовный план в попытках обрести Истину или озарение.
Несколько известных христиан, по-видимому, испытывали то, что сегодня мы называем ВТО. Наиболее вероятно это происходило с апостолом Павлом. Во Втором послании к Коринфянам (12:1-4) он говорит: «Не полезно хвалиться мне, ибо я приду к видениям и откровениям Господним. Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли - не знаю, вне ли тела - не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке (только не знаю - в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать.»
Учёные сходятся на том мнении, что Павел говорит о себе в третьем лице в этом отрывке, хотя как бы рассказывает о другом человеке. Он включает сам факт возможного ВТО в свой список хвастовства и заостряет внимание на том, что любое откровение, которое идёт, не основываясь на самой Библии, не является источником, на который можно полагаться. Как он говорит: «Ничего не может быть достигнуто таким способом». Это не означает, что его ВТО не был реальным, но только то, что он не считает, что откровение было достигнуто, именно благодаря этой конкретной технике. А также тот факт, что ни он, ни другой человек, переживший ВТО, не имеет какого-либо преимущества в приближении к откровению по сравнению с другими людьми, не находится на ступень выше другого на духовной лестнице.
Непроизвольный ВТО или около-смертный опыт, как это было у апостола Павла, должны расцениваться также как обычный сон в жизни христианина – необъяснимое явление, которое может стать хорошей историей, но не обязательно обладать Истиной. Единственное место, где мы можем обрести Истину, - это Слово Божье. Все остальные источники лишь субъективные человеческие мнения или интерпретации, основанные на том, что удалось обнаружить благодаря нашему ограниченному сознанию. Только Откровения Иоанна Богослова являются исключением, наряду с пророчествами и видениями пророков Ветхого Завета. В каждом из этих случаев, пророки говорили, что это было откровением от Господа, и они должны поделиться тем, что видели, так как это молвил именно Господь.
Намеренное ВТО или астральная проекция – это другая история. Человек, который стремится достигнуть ВТО, чтобы пообщаться с духами или с миром духов, занимается оккультной практикой. Она может принимать две формы. Первая называется моделью «фазировки» (англ. "phasing” model (не путать с известным современным термином «фаза»)), применяя которую человек пытается найти новую духовную истину путём получения доступа в ту часть разума, которая «закрыта» в течение его будничной жизни. Эта практика связана с Буддизмом или постмодернизмом и верой в то, что просветление достигается путём внутреннего созерцания. Другая форма, называемая «мистической» моделью, проявляется тогда, когда человек пытается покинуть своё тело полностью, и его или её дух путешествует по другому плану бытия, который совершенно не связан с физическим миром.
Библия явно упреждает занятия оккультной практикой или колдовством. В Послании к Галатам (5:19-20) говорится о том, что тот, кто практикует подобные вещи, никогда не обретёт Царства Божьего. Законы Божьи созданы только во имя нашего блага, и Он повелевает нам держаться подальше от оккультных практик, так как, пытаясь выйти в духовный мир, есть большая опасность стать открытым для демонов, которые могут солгать нам о Боге и попутать нас. В Книге Иова (4:12-21) Элифаз описывает то, как в видении к нему приходил лживый дух, который говорил, что Бог не заботится о людях, а это является, в свою очередь, ложью.
Модель «фазировки» согласно Писанию также бесплодна. Иеремия (17:9) говорит: «Лукаво сердце [человеческое] более всего и крайне испорчено; кто узнает его?»; в Первом послании к Коринфянам (2:1-5) сказано: «И когда я приходил к вам, братия, приходил возвещать вам свидетельство Божие не в превосходстве слова или мудрости, ибо я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого, и был я у вас в немощи и в страхе и в великом трепете. И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией». Суть месседжа в том, что бесполезно искать бесконечную мудрость в ограниченности человеческого разума.
Один конкретный пример по этой теме описан в популярной книге «90 минут на Небесах», автором которой является пастор Дон Пайпер. Пайпер описывает то, что в сущности было ВТО, испытанный им после страшной автокатастрофы, во время которого он думал, что уже умер и отправился на небеса (на 90 минут). Действительно ли, Пайпер видел Небеса и провёл там время, спорно, и, в конце концов, только Богу это известно.
Тем не менее, существует серьёзный вопрос (проблема) теософского плана в связи с тем выводом, который сделал пастор Пайпер на основе своего опыта. Он рассказывает своему читателю о том, что теперь, «побыв на Небесах (в Раю)», на похоронах он утешает и общается с убитыми горем людьми «с большей уверенностью (имея для этого большие основания)», чем до полученного опыта. Мотивы Пайпера верны: он хочет дать людям надежду. Однако, совершенно неверным будет полагать, что его субъективный опыт авторитетнее в вопросе подтверждении существования Рая, чем чистая Истина Писания.
В заключении, независимо от того, о каком виде ВТО идёт речь, основное – это помнить, что ВТО не является прямой причиной получения знания или Истины. Если непроизвольное ВТО случается в жизни христианина, лучше всего расценивать это также как и простой сон, - потенциально очень интересный, но не как источник Истины (правды). Христиане должны обретать Истину, только полагаясь на Закон (Слово) Божье, как сказано в молитве Иисуса, Евангелие от Иоанна (17:17): «Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина».