Интегральная йога - путь к сознанию другого измерения
Интегральная йога –
путь к сознанию другого измерения.
Просматривая различные эзотерические сайты, можно убедиться, как много в них призывных ченнелингов, материалов для излечения и самоисцеления, тренингов и семинаров по личностному росту, всевозможных курсов на самые различные темы, включая работу с энергиями. Это нужно, важно, но это - работа со следствиями.
А не пора ли всю трансформацию предоставить своей Божественности, и, говоря словами Шри Ауробиндо, «реинтегрировать Дух в человеке и в Материи, чтобы создать жизнь Божественную на Земле".
У одних открывается Душа, когда они отвечают на улыбку ребёнка, у других - при виде красот природы или при соприкосновении с настоящим искусством, у третьих – от воплощения задуманного. Но что следует за этими краткими взлётами к Богу в себе? А как постоянно пребывать на высочайшей частоте Света, и «в тревоге мирской суеты» не терять целостное видение и осознанность, спокойствие и радость?
Такой путь «сознательного самораскрытия» и воссоединения с Творцом предлагает Шри Ауробиндо - Учитель, философ, поэт, писатель, создатель Школы преобразования сознания, которую он назвал «Интегральная йога». (Латинское «интегральный» означает неразрывно связанный, цельный, единый; а санскритское «йога» - соединение, единство). Эта целостная, всеобъемлющая система трансформации сознания основана на двух непреложных фактах: присутствие Бога в нас и несомненность Его земного проявления. И Шри Ауробиндо даёт ключи для реализации этого, для новой жизни на новой Земле.
Произведения этого великого человека написаны языком глобальности его сознания, поднявшегося над Разумом, и поэтому многим они кажутся трудными. Там нет постулатов и методик, на которые наш ум мог бы опереться. Шри Ауробиндо нигде не настаивает на своей точке зрения, может быть, потому, что у него её нет, или он вмещает все. Но он показывает, почему то, что кажется нам Истиной, ею не является, и указывает направление, в котором к Ней можно максимально приблизиться.
Замечательно глубокое исследование жизни, творчества, мировоззрения и Учения Шри Ауробиндо и его сподвижницы Мирры Альфасса, которую называют Мать, сделал их ученик и последователь Сатпрем в книге „Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания". Но и она нелегка для восприятия.
Перечитывая её, я попыталась максимально простым языком, кратко и сжато передать её основные положения (с вкраплениями собственного опыта), касаясь только самой йоги, так как мне очень хотелось, чтобы мудрость, глубина и эффективность этого пути ступенчатого развития сознания стала достоянием как можно большего числа духовных искателей.
Эсфирь Гербер
Глава 1
В молчании ума.
«Ценность переживания измеряется его способностью преобразовывать жизнь – в противном случае это лишь пустая мечта или галлюцинация» (Шри Ауробиндо)
Интегральная йога приводит к тому, чтобы Мир распахнулся перед нами в своём многоцветье, и внутри открылось другое "я", которое невозможно оценить на нашем сегодняшнем ментальном уровне.И первый шаг в ней - овладение безмолвием ума. (Сегодня для этого предлагается ряд способов, и нетрудно выбрать для себя наиболее больше подходящий). Только так «растворяется ментальная завеса, очищается зеркало нашего сознания, и в нём начинает отражаться истина» (Шри Ауробиндо).
Направляя внимание вовнутрь себя, безмыслие следует практиковать не только в медитациях, а на улице, в транспорте, за работой, в бытовых делах – везде, каждую минуту.
Вначале это непросто: уму ведь нужна несмолкаемая болтовня, чтобы заглушить страх перед огромным, непонятным Миром. Кроме того, на фоне тишины всё окружающее может показаться неприятно громким, резким и суетливым. Но здесь помогает твёрдое знание и уверенность, что за этим переходом откроется другая дверь. «Вера, – говорит Шри Ауробиндо, – это интуиция, которая не только ожидает опыта, подтверждающего её, но и ведёт к опыту».
И вскоре начинается волшебство, которое у каждого проходит по-своему. Например, огромное расширение по горизонтали. Оно выходит далеко за пределы физического тела, приносит чудесное расслабление, постепенно переходящее в царственное умиротворение. «Цельная прохладная глыба покоя», – так пишет об этом состоянии Шри Ауробиндо. Тело есть, и его нет – впечатление, что оно становится прозрачным.
Но, когда поглощённые повседневными заботами, мы не замечаем, как включается внутренний монолог, вибрации быстро падают, и блаженство исчезает. Однако, почувствовав однажды его «вкус», находиться в ложности и бессмысленности умственного хаоса уже невозможно. И растёт потребность непрестанно возвращаться вглубь себя, и освоить расслабленность и безмолвие, чтобы, наконец, укорениться в обители безмятежного покоя.
В этом состоянии «здесь и сейчас», когда всё приходит из внутренней тишины, каждый момент приносит что-то неожиданное. Совсем по-другому выполняются задуманные действия. В разговорах откуда-то приходят точные и убедительные слова. Проснувшаяся интуиция где-то останавливает, к чему-то направляет. За следствием видна причина и проступает скрытый смысл событий. Бытовая работа превращаются в творчество. Всё это настолько интересно и удивительно, что к этому нельзя привыкнуть. И «это не иной метод действий, а новый способ существования» (Ш.А.).
Знакомство с энергией Шакти.
В установившейся внутренней тишине и безмятежном спокойствии приходит следующий дар: сверху, по вертикали, ясно и чётко снисходит мягкая, но сильная энергия. Нужно лишь быть предельно расслабленным и открытым, чтобы не мешать этому широкому потоку медленно и плавно заполнить себя. Он приносит изумительную полноту, устойчивость и Любовь. В таком молчаливом, тихом восторге хочется жить всегда. «Остановись, мгновенье, ты – прекрасно».
Эту нисходящую энергию, созидающую и преобразующую Силу Духа, в индуизме называют Шакти. Она может быть как любящая и гармонизирующая, так и грозная и устрашающая для существ, противопоставивших себя Богу. «Она работает одновременно и ради совершенства, и для освобождения; она берет часть за частью всю нашу природу и работает с ней, отвергая то, что должно быть отринуто, возвышая то, что должно быть возвышено, создавая то, что должно быть создано» (Ш.А.).
И начинается незаметная перестройка: выстраивается, меняется и интегрируется вся наша система.Постепенно открываются чакры, и это корректирует не только состояние здоровья. Всё начинает восприниматься не по внешней форме, а по внутреннему содержанию, по той информации, которую несут энергии данного предмета, человека, обстоятельства. Но при этом не стоит обольщаться: мы всё интерпретируем на том уровне, на котором находится наше сознание.
Возрастает чувствительность и открытость. И это проявляется в том, что, с одной стороны, больнее, чем раньше, ранит грубость, злость, агрессивность – выплеск любой негативной энергии. Яснее видна лживость или притворство, которые подчас скрываются за доброй улыбкой, уловки искусно маскирующегося эго, и это бьёт хлыстом. Но если попросить у Шакти помощь, она приходит незамедлительно.
А с другой стороны, в обострённой восприимчивости нетрудно настроиться на кого-то, находящегося далеко-далеко и ощутить его состояние. Или почувствовать, что происходит в конкретной точке реальности. И уже на собственном опыте очевидно, как все и всё взаимосвязано и взаимопроникаемо.
Жить как раньше уже нельзя. «Трансформация является необратимой, когда ваше сознание трансформировано настолько, что вы больше не можете вернуться к вашему прежнему состоянию. Наступает момент, когда изменение настолько полное, что невозможно снова стать тем, кем вы были прежде» (Мать).
А потом открывается Свидетель.Шри Ауробиндо подсказывает, что наш ум имеетактивную часть, которая является фабрикой мыслей, и спокойный аспект, который и есть одновременно Воля и Свидетель. Он-то и наблюдает эти мысли, рассматривает их, отвергает, принимает, вносит изменения.
Следуя опыту великого Учителя, и мы можем в медитации, глядя на свой ум, «видеть», как в него входят мысли, и отбрасывать их до тех пор, пока ум полностью не успокоится и не наступит безмолвие.
И не огорчаться, если у нас этот процесс займёт не 3 дня, как у Шри Ауробиндо, а значительно больше времени.
Я есть Божественное сознание.
Вы не сомневаетесь в том, что мы – дети Бога? И всё вокруг - Бог \ Бытие \ Дух \ Божественное Сознание? А что Бог \ Бытие \ Дух \ Божественное Сознание – это всемогущая Сила? И получается, что я, дитя Бога, есть Божественное Сознание, обладающее всемогущей Силой.
Но для этого нужно освободить своё сознание от ментальной суеты, догм и убеждений, от эгоистических желаний и ложных ограничений. И ключ к этому - безмыслие.
«Когда вы начинаете осознавать внутреннее сознание, вы можете проделывать с ним самые разные вещи: посылать его, как поток силы, создавать вокруг себя круг или стену сознания, направить мысль так, чтобы она вошла в голову кому-нибудь в Америке. Эта Сила внутри может изменить разум, развить его способности и прибавить новые, привести к новым сферам познания, овладеть витальными движениями, изменить характер, оказывать влияние на людей и на предметы, управлять условиями и работой тела, воздействовать, как конкретная динамическая Сила на другие силы, изменять события. Эта невидимая Сила и составляет весь смысл йогического сознания» (Ш.А.)
Углубитесь в себя и, не думая как, почувствуйте себя сознанием, то есть Духом. И уловите ту неизменную Космическую частоту, на которой оно вибрирует.
У каждого творения она неповторима. Если на своей частоте соединяться с частотой сознания любого другого существа, с ним нетрудно войти в глубинный контакт.
И открывается ещё один подарок: радость. Если мы принимаем, что любое слово, мысль, эмоция, чувство – это информация, структурированная в энергию, а в безмолвии, с помощью Шакти во всех наших телах происходит глобальное очищение от низковибрационных частот, становится ясным, почему чистое сознание - это счастье и радость. Непривязанное ни к чему внешнему, ни от чего и ни от кого не зависящее, счастье просто от того, что я живу в Божественном Мире. Сат-Чит-Ананда.
«Если бы люди смогли получить хотя бы мимолетный проблеск того бесконечного наслаждения, совершенных сил, стихийного знания, глубочайшего покоя нашего бытия, которые ожидают их, они бросили бы всё и не успокоились бы, пока не овладели бы этими сокровищами. Но узок путь, с трудом поддаются двери, и всегда начеку страх, недоверие и скептицизм — верные стражи Природы, не дающие покинуть её привычные пастбища» (Ш.А.)
Глава 2
Центры сознания.
В Интегральной Йоге, всоответствии с индийской тантрической традицией,
рассматриваются 4 центра сознания, которые связаны с 7 чакрами.
1. Сверхсознательное - с одним центром на уровне коронной чакры Сахасрары. Он управляет нашим размышляющим умом и сообщается с высшими ментальными сферами – с озаренным, интуитивным и глобальным разумом (далее они подробно рассматриваются).
2. Разум имеет два центра:
1. чакраАджна, управляющая волей, ментальной активностью и тонким видением ("третий глаз").
2. чакра Вишутка на уровне горла, управляющая всеми формами ментального выражения.
3. Витальное имеет три центра:
1. Анахата, управляющая нашей эмоциональной жизнью (любовь, ненависть и т.д.).
2. Манипура управляет честолюбием и импульсами власти: желанием господствовать, обладать, покорять и т.п.
3. Свадхистана управляет низшими вибрациями – ревностью, завистью, вожделением, жадностью, гневом.
4. Физическое и подсознательное – чакра Муладхара. Этот центр, находящийся в области копчика. Он управляет всем физическим существом, сексуальными проявлениями и низшими областями подсознательного.
Шри Ауробиндо объясняет, что наше ВИТАЛЬНОЕ- это источник как больших трудностей, так и большой энергии. Здесь царствует эго, которое по-своему интерпретирует то, что приходит извне, отчаянно сопротивляется стремлению успокоить ум, погружает сознание в мелкие интересы. Но здесь же в нас проявляется и великая сила Жизни.
Тут клубок всевозможных энергий - удовольствия и страдания, боли и радости, лживости и искренности, злости и доброты. Пытаясь обуздать негатив, неудовлетворённый витал, протестуя, выхолащивает позитив, и мы рискуем стать сухими, бесцветными, безэмоциональными. «На самом деле нигде нет абсолютного зла, повсюду одни лишь смешения» (Ш.А).
Если сознание загрязнено, мы всюду видим его отражение и отождествляемся со своими же страстями и страхами, пока не научимся выходить из центра ситуации и смотреть на неё со стороны глазами Свидетеля.
Центры сознания связаны с соответствующими глобальными Планами Сознания. Но они, как радиоприёмник, пропускают из этих Сфер лишь тот диапазон волн, который способно воспринять наше сознание. Эти вибрации - тонкие физические, витальные или ментальные, высокие или низкие, определяют нашу манеру думать, чувствовать, жить. При этом индивидуальное сознание в соответствии с социальной средой, традициями, воспитанием, образованием и т.д. ещё раз их фильтрует, принимая одни энергетические частоты и отвергая другие. А во время сна и в момент смерти мы по Закону Подобия попадаем в те Планы Сознания, с которыми уже установлена связь.
В круговороте эмоций.
Шри Ауробиндо называет витальным разумом ту его часть, которая выражает наши импульсы, ощущения, эмоции, желания в какой-либо форме, и оправдывает их. А в ментальном безмолвии очевидно, как, от кого они приходят к нам извне, и какую энергию излучают окружающие.
«Проясняются наши отношения с внешним миром, мы понимаем, почему инстинктивно любим или не любим кого-то, почему боимся или встревожены. И мы сможем привести всё в порядок, исправить свои реакции, принимать полезные вибрации, отклонять тёмные вибрации и нейтрализовать вредные. И мы заметим один интересный феномен: наше внутреннее безмолвие обладает силой. Если вместо того, чтобы отвечать на приходящие вибрации, мы сохраним абсолютную внутреннюю неподвижность, мы увидим, что эта неподвижность растворяет любые энергии». (Сатпрем «Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания»)
Убедитесь сами, какие удивительны возможности раскрываются в безмыслии, когда, ощущая негативное воздействие, мы можем молча его отвергнуть, не допуская в себе ответной реакции, и тем более, не отождествляясь с ней.
И мы всем своим существом убеждаемся, что всё есть энергии, что мы живём в их круговороте. Но из их рабов мы можем стать их хозяевами.
«Когда вы достигаете покоя, – писал Шри Ауробиндо ученику, – очищение витального становится легким делом. Если же вы просто чистите и чистите, не делая ничего другого, то продвижение ваше становится очень медленным, ибо витальное загрязняется вновь и вновь и его нужно очищать сотни раз. Покой – это нечто чистое само по себе, поэтому установление покоя – это положительный путь достижения вашей цели. Поиски грязи и очищение её – путь отрицательный».
Витальное.
Витальное, - как сказал Сатпрем, - «это наше заключение», в котором цепко держит нас личность со своим эго.А Шри Ауробиндо глубоко и подробно объясняет почему:
1. Стоит постараться от чего-то отречься, как именно это либо очень хочется, либо мы впадаем в противоположную крайность: эго энергетически насыщается как от полноты обладания, так и от полноты отрицания. Будь то мучения или радости, лишения или изобилие, озлобленность или любовь – оно одинаково выигрывает, потому что всё это - вибрации Силы. И получается, что, с одной стороны, все эмоции, ощущения и чувства, в которых купается личность, двойственны и противоречивы по своей природе. А с другой стороны, они так мощны, что все искажения принимаются за истину. Но ведь «ложно видеть – значит ложно жить» (Ш.А.)
2. Витальное общается с другими личностями только, если их эго энергетически созвучны.
А ведь это объясняет, почему иногда, когда мы искренне стараемся наладить дружеские отношения, мы натыкаемся на стену непонимания.
3. Оно не способно бескорыстно помогать другим, так как его природа - не отдавать, а брать.
Может быть потому, что отдача требует большего расхода сил, и эго этого очень боится, так как чувствует себя отделённым от источника энергии – Души и Духа.
4. Любая вибрация, передаваемая из витального пространства, способна легко превратиться в свою противоположность в другом человеке.
Кто из нас не сталкивался с тем, что оказанная помощь почему-то воспринялась как высокомерие, поделились радостью, а это вызвало зависть.
5. Каждая эмоциональная реакция (грусть, печать, разочарование) – это верный признак вовлеченности нашего эго.
Потому что когда сознание закрепляется в вибрации Души, поступки людей и обстоятельства принимаются без реакций, оценок и ярлыков: ничто не сбивает с состояния безусловной Любви.
6. Все наши скорби и страдания – это всегда признак витального смешения, и потому они ложны. Истина одна: радость.
Именно в ней (Ананде) пребывает внутреннее "Я", которое впускает в себя всё существующее, все возможные противоположности. «Когда всё находится внутри, тогда всё является радостью, потому что нигде уже нет пробелов» (Ш.А.)
7. Мы много говорим о сердечном центре, о Сердце (с большой буквы). «Но и оно (входя в витальное) является местом самой большой неразберихи, смешения и перенапряжения внимания» (Ш.А.)
Наша способность радоваться ничтожно мала, рано или поздно притупляются страдания, отступают печали при потерях и ужасных бедствиях. «Мы не способны удержать заряд», – говорит Мать, - «одно слишком глубокое дыхание – и мы кричим от радости или от боли, рыдаем, танцуем или … теряем сознание. Потому что это всё та же многоликая Сила, которая вливается и переполняет нас. Сила Жизни не страдает, не тревожится и не возносится, не является ни хорошей, ни плохой – она просто есть, она течёт, всеохватывающая и безмятежная».
Враждебные силы.
Так Мать и Шри Ауробиндо назвали тёмных, высоко осознанных существ, цель которых заставить ищущих свернуть с выбранного Пути. «Их атаки неизбежны. Ихследуетпринимать как испытания на пути и мужественно проходить их. Борьба может быть трудной, но завершив её, вы обязательно что-то обретёте, подниметесь на новую ступень.…Они делают вашу решительность сильнее, а вашу устремленность – чище» (Мать).
Когда исчезает радость, затуманивается восприятие и затрудняется сосредоточенность, когда всё видится в мрачном свете, если неожиданно накатывает чувство безысходности и депрессивность – это знаки присутствия врага. Изощрённо коварные, насквозь лживые, они могут открыть телепатическое общение и внушать страхи, отчаяние и мысли о бесполезности всех устремлений. Владея многими способами атак, умея работать с любыми вибрациями, они могут посылать острые боли в разные части тела, на тонком, причинном плане отрезать от общения и закрывать финансовые каналы, разваливать само жизненное пространство, нападать и членов семьи.
Соблазном и угрозами, тяжёлыми, навязчивыми энергиями они стремятся подтолкнуть к необратимым решениям, вплоть до самоубийства. И чем сильнее наша непоколебимость, тем они жестче и безжалостнее. «Это может показаться преувеличением, но лишь тот, кто никогда не пытался продвигаться вперед, может сомневаться в этом. Как только мы хотим покинуть общую колею, восстают тысячи сил, и мы воочию убеждаемся, как хорошо организовано наше заключение». (Сатпрем)
Жесточайшим образом испытывая нашу внутреннюю «прочность» и степень устремлённости к Богу, враждебные силы, как грозные, неприступные стражники, стоят у заветных Врат. И чем выше мы поднимаемся, тем сильнее их отпор. А Шри Ауробиндо предупреждает, что «мы ни на одном плане не сможем решить проблему, если не встретим лицом к лицу все без исключения препятствия на пути к нашей Цели. Иначе это будет не победа, а подавление».
Эти силы имеют своё предназначение. Они – огромное препятствие, но они же – двигатели нашего роста.Мудрость Тантры гласит: «Люди возвышаются тем, что способствовало их падению».
Во-первых, «они всегда стремятся захватить вас врасплох» (Мать), а внутренняя тишина и бдительность помогают их сразу распознать.
Во-вторых, «каждая из их атак, - говорит Мать, - срывает жалкие покровы защиты», бросает вызов и вынуждает продвигаться.
А в-третьих: «Разве не может быть, что сама душа, дух внутри нас принял и избрал всё это как часть своего развития, чтобы быстрым темпом пройти через необходимые переживания и прорваться сквозь преграды даже с риском ущерба для внешней жизни или для тела». (Ш.А.)
Шри Ауробиндо не скрывает, что Интегральная йога - это битва, и ищущие здесь «больше подвержены опасности. … Вам предстоит открыть не один единственный путь к благодати высот и победить не одного стража бесценных сокровищ, а освоить множество путей. Но на каждом плане вас ждёт не одно сокровище».
Мы живём на планете противоположностей. И все дуальности, имея своё предназначение с вытекающими отсюда особенностями, задуманы так, чтобы, находясь в равновесии, одна помогала другой максимально проявиться, а вместе они составляли бы гармоничное целое. Как, например, в природе – день и ночь, тепло и холод, зима и лето. И Свет и Тьма – не исключение. Находясь в определённом соотношении, они создают тот минимальный хаос, без которого не может развиваться ни одна живая система.
Но в сегодняшнем материальном Мире это соотношение явно нарушено, и реальность на Земле наглядно демонстрирует это. А так как не существует абсолютного Зла и абсолютного Добра (вспомните китайских «рыбок» - знак противоположностей), наша задача не воевать с Вселенской Тьмой, а опираться на тот, пусть минимальный Свет, без которого ничто не может существовать, и расширять Его, направляя на то, что должно быть преобразовано. И Свет внутри нас, когда мы его теряем, высвечивает свою антитезу и адресует к тому, что следует обратить опять-таки в свою полярность.
Несокрушимая вера, осознанность, присутствие Свидетеля, которого не затрагивают никакие нападения, делают нас всё сильнее. И Силы Света, которых трудно охватить своим сознанием, приходят на помощь.
«Что могут сделать все силы мира Тому, что внутри вас, тому Бессмертному, Нерожденному и Неумирающему, кого меч не может пронзить и огонь не может сжечь? Есть ли что-нибудь в мире, чего вы должны бояться, когда вы осознаете присутствие Этого внутри себя?» (Ш. А).
Расширение сознания - это развитие всего существа.
Если мы воспринимаем себя сознанием, то понятно, что ключ к выравниванию всей жизни – это его расширение и изменение. Это, прежде всего, означает выход за пределы ограниченности, узости и невежества личности, с которой мы отождествлены, и как следствие - это способность вместить в себя всё существующее. Постепенно это приводит к преобразованию всего нашего существа.
Вы уже убедились, что
- если сохранять безмыслие во время какого-либо эмоционального напряжения, вы останетесь не только в царственном спокойствии, но вас удивит и сама сила ментальной тишины, которая погасит агрессию в окружающих.
- Не тратя энергию на внутренние монологи, порадуйтесь, как у вас повысилась работоспособность.
- Как уменьшилась потребность в еде и сне.
- Как вы перестали реагировать на проявление эго у окружающих.
- Может быть, неожиданно проявились и новые способности?
- А если вы вышли на свою частоту (безмолвие для этого необходимое условие), вы легко чувствуете её у любого существа и совсем по-другому сможете контактировать с ним.
- Намного возросла ваша эффективность в помощи другим. «Ведь помощь другим не имеет ничего общего с эмоциями или милосердием – это вопрос силы, видения и радости. В спокойствии мы обладаем радостью, передающейся другим, и видением, которое рассеивает все тучи. Мы воспринимаем все вибрации, а способность их различения даёт нам возможность манипулировать ими, успокаивать, отвращать и даже изменять их» (Сатпрем).
Внутреннее безмолвие можно назвать Пустотой, из которой рождается Покой, Сила, новые возможности и радостный подъём.
Глава 3.
Йога тела.
В интегральной йоге вслед за успокоением ума и витального следует работа над телом. Ведь Божественная жизнь на Земле происходит именно в нём. Но преодолеть сопротивление материи - огромная духовная трудность и величайшая Победа.
Шри Ауробиндо рассматривает ментальное в 3 аспектах:
- Думающий, рассуждающий ум.
- Витальный ум, оправдывающий наши вожделения, ощущения и побуждения.
- Физический ум – упрямо отстаивающий свои позиции, бесконечно повторяющий одно и то же, паникующий с поводом и без, скептичный, консервативный к новому. Он искажает и по-своему интерпретирует всё, с чем сталкивается, и препятствует нашему духовному росту.
И если думающий и витальный ум можно укротить безмолвием, то чтобы усмирить физический ум и высвободить сознание из материи, вернуть ему независимость от здоровья, от потребностей тела и информации, которую доставляют органы чувств, необходим высший, супраментальный уровень йоги. Но уже когда начинает проявляться ментальная, витальная и физическая прозрачность, человек
- становится независимым от ощущений: так как сознание-сила уже не рассеяна по всем уровням нашего существа, а собрана в луч, и мы можем управлять им, отсоединив его от любой точки – холода, голода, боли и т.д.
- перестаёт зависеть от 5 органов чувств: поскольку сознание-сила теперь отделена от ментальной, витальной и физической деятельности, она может энергетически расширяться, соединяться с предметами, существами и отдаленными событиями, выходить на их частоту и СТАНОВИТЬСЯ ими.
Сознание – это огромные возможности, и они начинают нам открываться, если мы выходим из тюрьмы, в которую сами себя заточили.
Болезни тела – отражение состояния сознания.
Когда мы освобождаемся от тирании вечно болтающего думающего ума, от тревожности и бесконечных требований витальногоума, от страхов и ограниченности ума физического, мы начинаем ценить изумительный инструмент – выносливое, полное доброй воли, мудрое тело. Но оно болеет, слабеет от нашего к нему неразумного отношения, и, молча, подсказывает, что наши страдания – это следствие того, что источник всего – сознание - находится в ложной позиции. «Болеет не тело, а изнемогает сознание» (Ш.А.). И это ещё раз убеждает, что мы - это сознание, обладающее немерной мощью, и в нашей власти направить не на разрушение, а на созидание, что Бог \ Бытие - внутри нас, и Жизнь течёт не вовне, а из нашей глубины наружу. Поэтому энергия внутренних состояний - гармония или хаос - имеет такую силу и формирует внешние обстоятельства. А по Закону Подобия к нам просто возвращаются вибрации (многократно умноженные), которые мы послали вовне.
Нетрудно заметить, как мы уязвимы в негативе, позволяя чему угодно проникнуть в себя. Как в неосознанности общение с людьми, находящимися на низких частотах «заразительно» и подчас до такой степени разрушает, что способствует заболеваниям, неприятностям, несчастным случаям. И рано или поздно приходится признать: чтобы наладить здоровье, а также выправить отношения и гармонизировать жизнь, необходимо обратиться к причине всего и вся – к сознанию. Если оно очищено, прозрачно, вибрирует на высокой осознанности, его сила такова, что ему не страшны инфекции, болезни, злосчастные происшествия. То есть, никакие более низкие вибрации не могут проникнуть в него.
Конечно, есть болезни, не связанные с вторжением вирусов или микробов, а с нарушениями внутри нашего существа (например, аллергии, заболевания крови, нервной системы, душевные срывы). Поэтому Шри Ауробиндо и Мать так настаивали на развитии физической основы тела, без которого не осуществить Божественный Рай на Земле.
Кто из на убеждался, что когда замутнялось сознание, уходила и сила. Потому что это одно и то же. А что происходит с сознанием-силой во время обморока, и почему кома угрожает унести Жизнь?!
Прежде чем будет сформирован истинный центр сознания, объединяющий всё наше многомерное существо – Душа, «нужно научиться осознавать собственные переживания». Для этого,как часто указывал Шри Ауробиндо, «необходимо успокоение разума и витальных желаний, иначе мы легко отождествляемся с разного рода иллюзиями».Терпеливо, без малейшего вмешательства ментала, мы учимся распознавать, на каком плане и на каком его уровне происходит переживание.
Поверьте и проверьте, насколько это интересное путешествие внутрь себя: как вскрываются ложные убеждения (ментальный план), методы защиты эго (витальное), как много стоит за недомоганием (физическое и подсознательное), когда мы теряем энергию, о чём рассказывают болезни тела, и как это далеко не всегда соответствует причинам, описанным в эзотерике.
Психическое существо.
Я – не тело, не витал и не ментал, не эмоции и не чувства. Кто же я? Может быть, я - марионетка Высших Сил или Абсолюта? А где центр моего существа?
Наш индивидуальный центр Шри Ауробиндо называет психическим СУЩЕСТВОМ. Мы же привыкли говорить – Душа (на древнегреческом Психея – Душа)
Это тончайшее, высоковибрационное внутреннее существо скрыто и перекрыто более грубыми витальными ощущениями и эмоциями, ментальными оценками и категоричными мнениями, придуманными идеалами и общепринятыми стереотипами. А Душа полностью свободно от всего, и этого в том числе.
«Для того, чтобы найти душу, вам нужно удалиться с поверхности, уйти глубоко внутрь, глубоко-глубоко спуститься вниз, на самое дно, туда, где безмолвно; и там вы находите нечто мягко греющее, спокойное, состоящее из какой-то обильной субстанции, обладающее необыкновенной полнотой и неподвижностью, исключительно мягкое – это душа» (Мать).
Прикоснувшись к Ней, очень легко впасть в иллюзию и возомнить о себе то, до чего предстоит ещё долгий путь. Когда нас озаряет идея, вспыхивает вдохновение, охватывает восторг от встречи с Прекрасным – это возможность Души хоть как-то выразить себя. Но это упоение и радость лишь усиливают заблуждение, умножают уверенность в том, чего пока нет. И если, будучи честным и искренним, в ложности не так уж трудно признаться, то распознать то, что стоит за этим восторгом намного сложнее.
Поэтому Шри Ауробиндо и Мать неоднократно напоминают, чтобы мы были особенно внимательны, когда нас посещают высокие переживания. «Каким бы сильным и чудесным ваше переживание ни было, вы никогда не должны позволить ему завладеть вами настолько, чтобы оно затопило целиком всё ваше существо. Всегда помните, что оно лишь одно среди тысяч и тысяч других, а потому оно ни в коей мере не является абсолютным. Каким бы чудесным и высоким оно ни было, в будущем вы сможете вырасти еще выше» (Мать).
Поэтому они постоянно призывают к глубинному спокойствию, чистоте безмолвия и осознанности. Это гарантия не отождествления с иллюзиями. В возникшей ПРОЗРАЧНОСТИ всё видится по-другому, и становится ясным, что истинно лишь то, что видит психическое существо.
Проход в это состояние может произойти, но через какое-то время исчезнуть. Опять прийти, задержаться чуть дольше и вновь пропасть. « А все попытки форсировать переход приводят лишь к тому, что вы оказываетесь перед стеной. И вы толкаете её, толкаете вновь и вновь, но всё тщетно», – говорит Мать.
Но когда терпение и вера соединяются с не дающей покоя неуклонной потребностью и устремлённостью, когда «давление становится настолько мощным и напряженность вопроса столь сильной, что что-то переворачивается в сознании. И вместо того, чтобы извне пытаться заглянуть внутрь, вы оказываетесь внутри. И в тот самый момент радикальным образом меняется абсолютно всё»(Мать).
И открывается подлинное "Я" или психический центр. Он глубже витального сердечного центра, который скрывает Душу и, кажется, ничего общего с Ней не имеет. Вокруг этого центра всё интегрируется. Это источник Божественной Силы сознания, который и структурирует нашу индивидуальность. Эта энергия наполняет всё тело и, по мере успокоения ментала и витального эго, ощущается всё отчётливее.
"В центре нас находится сознательное существо, которое подобно пламени без дыма, и которое властно над прошлым и будущим. Его нужно терпеливо освобождать и отделять от своего тела", – говорится в Упанишадах."Присутствие" – такое слово обычно употребляют для его обозначения.
«Если вы продолжаете процесс углубления, оставаясь сознательными, приходит ощущение изобилия, полноты с неизмеримыми глубинами. Вы чувствуете, что если бы вы вошли туда, то раскрылись бы многие тайны. Это подобно отражению чего-то вечного на тихую, спокойную поверхность воды. Времени больше не существует. У вас возникает впечатление, что вы были всегда и будете вечно» (Мать).
Внутри обретается пространство, скорее похожее на живую пустоту и неподвижность. Поднимается чувство абсолютного сострадания. Всё вокруг движется, ноги передвигаются, руки что-то делают, слова вылетают изо рта, но внутри – незыблемость. Ни люди, ни обстоятельства, ни политические и национальные конфликты, ни религиозные верования, ни бытовые проблемы не могут разрушить Её. Это Бог в нас.
То, что казалось настоящим, очень нужным и важным, оказывается или гротескно преувеличенным, или ничтожно малым и смешным, значимость утратила силу. В одночасье меняются все ценности. Всё обретает смысл, всё видно во взаимосвязях. Мы чувствуем тихую, спокойную, ни от чего не зависящую радость, счастье и Любовь. Она широка и безгранична. Пустота-неподвижность становится центром всей Вселенной.
Сат – Бытие, Бог. А Душа находится внутри Него.
Чит – сознание, которое всё видит без ментальной пелены и всё осмысливает изнутри, из сути. Становится очевидным, что мы - голограммы, творения, равные Творцу. Отсюда - счастье и блаженство - Ананда.
Если приход в материальный мир в данном теле считается рождением человека, то открытие психического центра можно назвать рождением сознательного существа.
Центральное существо. Всеобщая личность.
"Ты есть Он" – такова вечная истина. И единение с Богом – это не удел избранных, немногих Просветленных, великих Мудрецов и Учителей. Ведь все мы дети Божьи. "Кто думает: «я – это одно, а Он – другое, тот не знает" (Упанишада).
Шри Ауробиндо указывает на две ступени к этому открытию:
1. Найти в себе Душу, психическое существо, которое вечно и едино с Божественным. А когда сознание на этом уровне становится настолько сильным, что его уже не устраивает ограниченная индивидуальная форма, оно, чувствуя свое единство с Творцом, стремится стать таким же безбрежным, как Он, и вновь обрести присущую ему врожденную Полноту и Бесконечность. И как психическое – наш центр индивидуальный, так центральное существо наш Космический центр. Это Идеал, который притягивает нас, Цель, которая определяет наше движение.
2. Оно пребывает не в каком-то конкретном месте, а во всех точках. Непостижимым образом оно находится в сердце каждого творения, любой вещи, и в то же время охватывает всё полностью. «Это исполинская точка... Когда мы находим ее, то с нею находим всё, ибо всё в ней заключено. Взрослая душа вновь находит свой источник. Раздвигаются, раскалываются, рушатся стены, которые держали в заточении наше сознательное существо. Теряется ощущение индивидуальности и личности, ощущение Пространства и Времени, собственной деятельности и, наконец, вообще всякого закона Природы. Нет больше эго, определенной или определимой личности – только сознание, только существование, только мир и блаженство. Ты становишься бессмертием, вечностью и бесконечностью. Все, что остается от индивидуальной души, – это гимн мира, свободы и блаженства, вибрирующий где-то в вечности» (Шри Ауробиндо).
Мы возвращаемся к тому, кем, не сознавая, задуманы изначально – «всеобщей Личностью». «Зачем тебе ограничивать себя? Чувствуй, что ты находишься и в мече, который поражает тебя, и в руках, которые тебя обнимают, в сверкании солнца, в танце земли ... во всем, что произошло, во всем, что происходит сейчас, и во всём, что прокладывает себе дорогу к становлению. Ибо ты – бесконечен. И вся эта радость доступна тебе» (Ш. А «Письма»).
Но это – другой вид познания: к нему приходят не через чтение книг, ченнелинги, рассуждения. Это и не информация, полученная через органы чувств. Это кардинально иной способ соприкосновения с любыми формами, который беспредельно раздвигает границы постижения себя и Мира.
Есть полная отстранённость, невовлечённость, и в то же время, в этой бесконечной расширенности мы становимся каждым «другим», который входит в наше пространство. В какой-то мере, это идентификация,так как мы знаем что-то именно потому, что сами уже есть это. Если бы в тотальном единстве всего сущего не было бы этой скрытой тождественности, мы бы не могли ничего распознать. Но это не только знание того «чем мы являемся, оно есть то, чем мы становимся» (Ш.А.)
Конечно, пока ум полностью не отключён, возможны неточности и неполнота информации, но нет зависимости от точек зрения, убеждений и представлений, нет подчинения эмоциям и чувствам. Это состояние знакомо целителю, работающему с больными дистанционно; ясновидящему, определяющему, где находится исчезнувший человек или предмет; женщине, которая с криком вскакивает с постели в этот момент, когда что-то случается с её ребёнком или любимым. Оно знакомо и тем, кто соединяется с «другим», находящимся на ином конце планеты, и испытывает то, что переживает он.
Ведь для нас естественным является не разделение, а неделимое единство всего и всех. Только подобное может чувствовать подобное и воздействовать на него. «Все совершенства, на которые способен человек, это только реализация вечного совершенства Духа внутри него. Мы познаем Божественное и становимся Божественным потому, что уже являемся им по своей скрытой природе. Всякое обучение – это раскрытие, всякое становление – это развертывание. Обретение себя – это тайна; самопознание и растущее сознание – это средство и процесс» (Ш. А).
Исчезает разделение на внутренний и внешний мир. Сущность заполняет бесконечное пространство, и всё и все входят в Неё. И всё есть я. Ничто не чуждо. Разделённость на расы, нации, национальности есть, но её нет: все дети Творца.
Продолжение следует