Духовная зрелость.
Задачи сегодняшнего дня.
Поэтому обострилась борьба с враждебными силами, которая происходит на тонком и физическом плане. Она отражается как в природных катаклизмах, в кризисе, бушующем в социуме, в противоборстве недавно друживших народов, так и в том, что начинает меняться сознание людей, «молодеет» стремление к познанию своей истинной природы, появляются удивительные дети, открытия в науке продлевают жизнь и доказывают возможность бессмертия тела.
По этой же причине проблема очищения коллективного сознания через развитие индивидуальных сознаний стала как никогда актуальной. И общество быстро на это отреагировало: возник духовный бизнес. Появилась масса умело рекламирующих себя школ, заманчивых курсов, соблазнительных семинаров и вебинаров. И чтобы отличить «зёрна от плевел», нужно чёткое осознавать свои цели, чтобы соотнести их с предлагаемыми темами, следовать интуитивному чувствованию и понимать, что Возрождение, которое сулят многие гуру, это подъём сознания на частоту Божественности. А предшествует ему - Пробуждение. Это смена идентификации, когда мы уже не отождествляем себя с умом и телом, и не просто верим, что я – Дух, а ясно ощущаем Я Есть Его Присутствие в «здесь и сейчас».
Это выравнивание сознания, и оно сказывается на энергетике, физиологии, работе мозга, реакциях нервной системы. Это иное видение всего и всех и другое отношение к себе, к людям, к Тому-Что-Есть. Это возвращение к чистому сознанию, и оно - личная задача каждого.
А самое удивительное, что Пробуждение не надо развивать. Я-Есть – наша неизменная Суть, которую нужно просто открыть в своей глубине. Но этому не помогают эзотерические знания, посещения святых мест, природные способности и особые умения. Это происходит в процессе САМОреализации, в нарабатывании духовной зрелости, когда сознание обретает силу, чтобы преодолеть внутренние и внешние препятствия, свою отделённость и, возродившись, вернуться к Творцу.
Духовный путь и несколько признаков внутренней зрелости.
1 - Духовные взлёты и падения.
На духовном пути бывают неожиданные вибрационные взлёты, когда будто вырастают крылья, и мы парим в воодушевлении и вдохновении. Душа поёт, и неважно, что льёт дождь, что в кошельке мало денег, и рядом кто-то недоволен. В безусловной Любви хочется всех обнять, обласкать, сказать самые нежные слова. Счастье и радость переполняют, и этот избыток необходимо отдавать, дарить, отдавать. И вдруг… беспричинное и резкое падение в пропасть. Сердце раздирают тяжёлые эмоции, всё видится мрачным и беспросветным, клещами сжимает растерянность и безысходность, непонятно, как кто-то может улыбаться и радоваться.
В такие кризисные периоды многие навсегда оставляют духовный путь, мечтая только о том, чтобы выбраться из депрессивного состояния.
Знание, что подобные подъёмы и спады неизбежны, и они как раз и являются признаками развития сознания, очень поддерживают (читайте об этом в Интегральной йоге Шри Ауробиндо). И позже оказывается, что такие процессы разрушают ошибочные представления о духовности, избавляют от ложных взглядов и проявляют осевшую в подсознании тьму. И что именно через неё Душа направляет в Источник, в Свет - единственное место, где она может навсегда раствориться.
А, высветлив и растворив всплывший блок, осознав, что наша проблема не в страданиях, а в идентификации себя с ними, мы с новыми силами движемся к растождествлениям. И становимся смиренными, более зрелыми, укрепляемся в вере, и на собственном опыте познаём, что такое Сила Духа и Его Величие.
2– Из самонаблюдения:
Соединение ума и сердца.
Когда, делая выводы, мы следуем здравому смыслу, который сужает истину до рамок рассудка и логики суждений, на более глубоком уровне происходит перекос в Мужское Начало. Его концентрированный напор и воля заглушают голос Сердца, и мы, следуя слепым реакциям, становимся категоричными и ультимативными. Если отдаться чувствам, мы переходим в другую крайность - в преобладание Женского Начала, и рискуем быть мягкотелыми и безвольными.
Чтобы ум перешёл в Сердце, нужно просто на всё смотреть из духовного центра. Тогда оба Начала выравниваются, идействия становятся сущностными, с присущей Душе эмпатией, отзывчивостью и разумностью.
Если же намерение открыть Я Есть Присутствие действительно неуклонное, оно всё больше устремляет в свои глубины, и здесь очень важно направить внимание на осознание, откуда исходят мои слова, суждения, действия. Какое «я» хочет соединить ум и Сердце, стать внутренне зрелым, кто жаждет пробудиться, просветлеть?
Эти желания - тончайшие ловушки ума, создающие конфликты между тем, что есть, и чего якобы нет. Они усиливают чувство несостоятельности и толкают на нескончаемые поиски улучшения себя, которые уводят от погружения туда, где дремлет наше совершенное Божественное Я. У Него нет «хочу». Оно просто радуется тому, что оно Есть, что Присутствует в настоящем моменте и празднует Жизнь.
Изменение восприятия.
Признаком того, что восприятие изменилось и стало более зрелым, то есть широким и целостным, становится видение, что всё является частью всеобъемлющей реальности, и все находятся на своём месте. Поэтому чьи-то верования, убеждения, суждения, (чисто сознание ничем подобным не обременено), ментальные умности и претензии на Просветлённость вызывают не критику, а принимаются просто как отражение того, в какой точке развития находится человек.
Собственные проблемы не оправдываются, а также из глубины, безоценочно, распознаётся их причина, тот развивающий смысл, ради которого эта ситуация сформирована, и на что конкретно направить внимание.
Случай из практики:
Мама собиралась с 7-летним сыном в парк, чтобы научить его кататься на роликах, и мальчик, довольный и гордый, думая, что его никто не видит, вдруг больно ущипнул стоящую рядом 2-х летнюю сестричку. Та испугалась, расплакалась, а бабушка, заметив выходку внука, рассказала всё дочери, и та, рассерженная, в наказание отменила прогулку. Мальчик раскричался, затопал ногами, и с диким плачем набросился на обеих женщин.
Чтобы понять такое его поведения, нужно стать этим ребёнком и почувствовать то, что чувствует он. И сразу становится очевидной и его ревность по отношению к девочке, которую все нянчат, и своё превосходство над ней (ведь, он, взрослый, будет кататься на роликах), и страх расплаты за содеянное, и переживание вины – весь этот сумбур вызвал несвойственную ему истерику как бессознательную якобы защиту.
Обученная мать воссоздала энергию спокойствия, погрузила в неё сына, и когда он успокоился, обняла его, поцеловала, в который раз сказала, как все его любят, и почему уделяют столько внимания маленькой девочке. А сама осознала, что это ситуация, прежде всего – её. И ей следует серьёзно задуматься, что и как изменить в своём отношении к детям. И когда мальчик перед всеми извинился, пошла с ним… в парк, где они встретились с одноклассниками, вместе катались на траве, падали и смеялись, поднимались и шутили.
Неделимость позитива и негатива.
Зрелое сознания, нейтрально констатируя То-Что-Есть, не отделяет позитив от негатива, а видит их как целое.
Позитив в негативе, как свет в конце туннеля, выявляет цель и даёт силы для её воплощения. А негатив в позитиве удерживает от состояния стагнации, которое рано или поздно приводит к падению, и тоже является движущей силой для развития.
Поэтому, если пока не получается всё видеть целостно, в единстве плюсов и минусов, прежде всего любой техникой следует убрать негативное оценивание создавшейся ситуации. Вместе с ним исчезает и эмоциональное отношение. Тогда нет болезненных реакций ума-эго, нет пессимизма, и нет пугающей проблемы. И высвечивается позитив: осознание того, что необходимо изменить. И если это не пугает, а радует новыми возможностями, значит сознание взрослеет.
3 - Когда ум замолкает, разговаривают Души.
Первой нашей реакцией на что-то внешнее является мысль. Мы её далеко не всегда замечаем, но сполна переживаем вызванную ею эмоцию: мы с ней тут же отождествляемся, и, вовлекаясь в эту энергию, становимся её пленниками. И нам невдомёк, что за каждой мыслью, вопросом, проблемой, болезнью стоит система образов, выраженных в «таковости» и в долженствовании.
В виде представлений эти идеи-образы блокируют чувства и стоят МЕЖДУ человеком и Жизнью, человеком и Природой, между двумя людьми. В виде мыслей они выбивают из настоящего момента. В виде моральных устоев калечат судьбы. В виде убеждений, как это должно быть, мешают Приятию и не дают проявиться безусловной Любви. Они - фильтры, через которые мы всё воспринимаем и всё оцениваем. Это наше мировоззрение (ограниченное!), опыт (не более, чем личный!), знания (обуженные!), переживания (отложившиеся в собственной памяти), мысли, концепции, мнения, точки зрения… Это всё - содержание ума, с которым мы отождествляемся, создавая эго. Поэтому свою «правду» мы принимаем за истину и возмущаемся, когда Мир ей не отвечает. Мы даже не догадываемся, что это всего лишь особенности нашего мышления, реакции информационного метаболизма на идущую извне информацию, своеобразие работы мозга, направленного на отношение(!) к видимому и слышимому, находящаяся в подсознании система ценностей. Но всё это искажает восприятие, замыкает нас на себе и мощной стеной отделяет от Жизни, от глубинных чувств, от своей Божественной Сути. А идеальный образ себя, не соответствующий тому, как мы проявляемся в реальности, становится источником неудовлетворённости, внутренних конфликтов и неверия в себя.
Признать, что мы живём в образах, имплантированных в сознание, немудрено. Но зрелость выражается в том, чтобы всё это увидеть самому, осознать, отследить любую идею о себе (я – такой) и тут же её растворить, благо способов для этого есть немало. Поэтому, пока не открывается Истинное Я Есть, требуется неустанная бдительность и рефлексирование. Но когда нет вмешательства ума, исчезает «между», и первой возникает не мысль (их вообще нет), а сущностное переживание: Душа соединяется с Душой того, на что направлено внимание, оживает любая форма, и вспыхивает осознание её уникальной сути.
А на следующем этапе, когда мы отождествляемся с Я Есть Присутствие, мы становимся «вечным сейчас». Нет субъекта и объекта - я и другого: мы делаемся каждым. Любимый и Любящий превращаются в Любовь. Бескорыстную Любовь, на вибрации которой создано всё в Мироздании.
Больше ничего не нужно. Но этой Любви нельзя научить, Её нельзя развить: мы Ею являемся. Бессмысленно воссоздавать Её как энергию: пока не открыта Душа, эту частоту не удержать. А при погружённости в центр себя духовная зрелость различает Её зов и следует ему.
4 – «Ноль переход» и Пробуждение.
По мере духовного взросления движущей силой для внутреннего роста перестают быть страдания, боль, потери и причинно-следственные проблемы. Это сознание уже не воспринимает себя формой. Оно переросло иллюзию, что высоко духовные люди - белые и пушистые, и поэтому у них всё складывается безоблачно и гармонично. Оно осознаёт и то, что за желанием Пробуждения как возможностью стать счастливым, радостным и любящим, стоят хитрости ложного «я», озабоченного своим выживанием. Растут творческие способности. Видно, какие ложные убеждения человек сделал принципом своей жизни, но уже нет потребности всех спасать. Помощь предлагается и оказывается тогда, когда о ней просят, то есть, когда у человека есть готовность к изменениям себя.
Но остаётся молчаливая неудовлетворённость собой и чувство собственного несовершенства. Позже становится ясным, что это подсознательный идеальный образ себя подталкивает к бесконечным поискам, а ум-эго просит ещё семинаров, новой информации, концепций и методов, чтобы зацепиться за них и доказать свою важность.
И так продолжается до тех пор, пока осознание не распознает в этом поглощенную собой самость. Это может стать концом бесконечных исканий. А собственное (!) постижение, что то, что мы ищем, мы несём в себе, ведёт в корень проблемы: необходимость растворить отделённый от Бытия, сконцентрированный на себе многоликий образ «я», и открыть Истинное Я, Дух, являющийся самим Бытием, самой Жизнью. (См. статью «Осознание без осознающего» ч.1, 2).
Умирание образа себя - это «ноль переход» в пространство безличности. Можно говорить об этом как о сдаче себя Духу. И здесь важно быть предельно честным и признаться себе:
- Насколько это решение истинное, и нет ли в нём ожидания результата. Если есть тайная надежда что-то получить взамен, значит, сфокусированность на себе ещё велика, и в Исток она не пропустит.
- Действительно ли так сильна устремлённость к познанию, кто же я на самом деле - малейшая неискренность вернёт в пространство личности.
- Есть ли полное доверие Творцу. Иначе страх не даст по-настоящему погрузиться в смерть того, что составляет образ себя.
- Есть ли готовность лишиться того, из чего складывается «я», углубиться в Пустоту, где утрачиваются все качества, и мы становимся «никакими».
Если всё это есть,тогда «умри прежде, чем умер, родись, пока еще жив» (Руми, персидский поэт-суфий). В огненный котел, подобно Иванушке из сказки Ершова «Конёк-горбунок», не зная, что за этим последует, прыгает именно неудовлетворённое, ищущее «я».
Но, оказывается, умирает необходимость быть кем-то в качестве кого-то - духовным, обязанным любить, всё «правильно» объяснять, заслуживать уважение. И появляется лёгкость. Исчезает замкнутая на себе самость – и не с чем отождествляться. Нет мыслей о себе – и нет духовного искателя. Нет деятеля, приписывающего себе результат - и Дух, проявляясь через свои инструменты - ум и тело, и творческим делается любой процесс. А свобода быть всяким, таким, каким диктует данный момент, соединяет с ним, и «вечное сейчас» становится увлекательным своей непредсказуемостью. Исчезает чувство отделённости и незащищённости – открыв себя как Дух, как Сознание, которое есть Всё, мы делаемся самой реальностью, пространством, где всё существует, меняется, движется, растёт.
А Дух оживляет эти разнообразные формы, которые кажутся отдельными и разобщенными, потому, что мы видим их внешние границы, но не чувствуем их взаимосвязанность. А Дух их объединяет, делая пространство единым, одаривает их силой для развития, для реализации уникальности, которая заключена в каждой из них. А Я-Есть – Присутствие Духа в человеке, осознаёт эту их сущностную неповторимость. Уже без застрявшего на себе «я».
Такое видение и есть духовная зрелость.
Эсфирь Гербер