Сущностная роль желаний и страхов.
Открытие себя Истинного и отождествление с Духом совершается Милостью Бога, и нам неизвестно, как происходит этот выбор. Но мы знаем, что без устремлённости и всепоглощающего желания, соединение с Творцом не происходит. Но почему буддизм учит, что желания – причина страданий? А как сочетать противоречие, что для осуществления задуманного нужна лёгкость и безусильность, а наш опыт доказывает, что именно целеустремлённость и страстное желание концентрирует волю и помогает преодолеть трудности?
Желание как устремлённость и желания как источник страданий.
Ум не может это объяснить. А если вникнуть в суть этого не из интеллекта, а из своей глубины, из сознания?
Устремлённость – это зов Духа и частота Души. Это искреннее намерение освободиться от всего ложного и быть не кем-то, а собой. Это духовная зрелость: готовность сознания открыться Высшей Силе, без которой не растворить эго и не открыть в себе Присутствие Духа. Но не ради того, чтобы что-то достичь, а чтобы возродиться к себе Истинному и увидеть Мир чистым сознанием, без иллюзий, представлений и зомбированности авторитетами. Это ничего не ожидающая, искренняя отдача себя Отцу.
Устремлённость исходит от Души, а Она, всегда бескорыстная, стремится к полной открытости Богу. Энергия здесь не распыляется: нет «я», которое оттягивает её на себя. На этой вибрации одни совершают подвиги, спасая жизни людей, другие делают открытия, третьи создают шедевры. Такой процесс поддерживается и «благословляется» Творцом. И в определённый момент, известный только Ему, Он открывает Своё Присутствие.
А желания возникают на частоте личности, и они обычно реакции на то внешнее, которое ум оценил как ценное. Их не надо путать с инстинктивными потребностями человека в еде, жилье и сексе, с естественным стремлением реализовать себя в социуме и с природным тяготением к красоте, общению с природой, искусству. Но если, идя на поводу у неконтролируемого ума-эго, мы идентифицируем себя с результатами этих желаний, мы становимся рабами страха, который лежит в основе всего, что исходит от самости. И не достигнуть, не завоевать, не получить означает чувствовать себя неудачником. Отсюда неуёмная жажда брать и добиваться благ, прежде всего, для себя. А отождествление с успехами и неудачами, со своим материальным, социальным, а у искателей и с духовным статусом, углубляет и укрепляет образ «я такой». При этом гордыня раздувается либо от своего превосходства над кем-то, либо от самоуничижения. Это делает человека всё более закрытым, отделённым, отрезанным от Источника, что и обрекает на нескончаемую боязнь и неминуемые страдания.
А Дух осуществляет эти страхи, чтобы помочь нам осознать, что тот обособленный, созданный умом, замкнутый на себе образ социального «я» - другого в сознании пока нет - и есть источник мучений, и что желание брать и обретать не только ненасытно, но и губительно. А радость приносит не количество материальных благ, а искренняя отдача: она идёт из глубины Души, обращена к Сущностям людей, и незримое единение с ними – неописуемый восторг. Когда же Душа немного выходит вперёд, мы становимся всё более открытыми, и появляется абсолютное доверие Богу. А осознание, Кто есть Истинный Деятель, приносит уверенность, что если желание осуществится, это произойдёт легко и без усилий - по Воле Создателя и с Его помощью. В определённый момент, при определённых обстоятельствах.
Сущностная роль желаний.
Есть и осознанные желания. Они тоже возникают в пространстве личности. Но они поддерживаются Душой, если их осуществление трансформирует человека и открывает Силу его Духа, выковывая волю, терпение, веру в себя и умение преодолевать трудности. Это может быть желание обрести профессию, овладеть мастерством, воплотить творческую идею.
Случай из практики.
Успешно сдав экзамены, М. поступила в Университет на факультет психологии. Но учиться там не смогла. Терзаемая комплексом неполноценности и страхами, она один другим заваливала экзамены, конфликтовала с преподавателями и студентами, и от собственной беспомощности чувствовала себя загнанным в угол зверьком. С убеждённостью в своей ущербности, и что с ней «всё не так», не окончив первый курс, она бросила учёбу.
На работу шла, как на плаху. Красивая женщина, в силу горького опыта, она отталкивала от себя мужчин, отношения с родителями и братом становились всё напряжённее, всё виделось в чёрном цвете. И М. приняла решение: нужно что-то с собой делать, иначе жить превратится в ещё больший ад. Так начался её духовный путь.
В этом процессе, сама не зная зачем, она пошла на курсы бухгалтеров, неожиданно для себя увлеклась и 4 года проработала по этой специальности. За это время пришла любовь, она вышла замуж, родила двух сыновей и упорно продолжала своё внутренне преображение. По маковому зёрнышку менялось её сознание. И в какой-то момент М. почувствовала неодолимое желание учиться. Она вернулась в Университет, но уже на факультет бухгалтерии, и…. кошмар начался снова.
Она не справлялась с объёмом хлынувшей на неё информации, забывала то, что старательно учила дома, чувствовала себя чужой среди юных сокурсников, металась между семейными заботами и учёбой. Все уговаривали её бросить Университет и не мучиться, а она сдавала и пересдавала экзамены и не сдавалась. «Я твёрдо знаю, что это – «моё», что я должна заниматься этим и только этим. Да, пока трудно. Но я осилю».
Откуда-то бралась энергия. Анализируя свои ошибки, и учась на них, М. стала чётко распределять время, сопоставлять новые знания с уже имеющимися, иначе готовиться к экзаменам, и с каждой сессией росли её успехи.
Муж с гордостью рассказывал друзьям, какая у него способная и целеустремлённая жена, и всё больше помогал по хозяйству. Наладились отношения с родителями, со свекровью, и они много времени проводили с внуками. Атмосфера в доме стала спокойной и дружелюбной.
Окончив Университет с высокими баллами, сегодня она занимает престижную должность, с воодушевлением работает, её уважают и любят, и, если нужно, она с удовольствием помогает начинающим коллегам.
Сущностная суть желаний в том, что если они бескорыстны и исходят от Души, они трансформируют человека. Тогда цели и ценности совпадают и ПЕРЕХОДЯТ В УСТРЕМЛЁННОСТЬ, которая ведёт и к осуществлению задуманного, и к развитию внутренней силы. И это всегда поддерживается Душой и Духом.
Когда у вас возникает какое-то желание, углубитесь в себя и отстранённо, не включая ум, исследуйте, какое я этого хочет и зачем. И насколько абсолютна честность с собой, настолько ясным будет ответ. В этом случае желание выполняет свою сущностную роль уже по-другому: погружение в себя приводит в Пустоту, где открывается Истинное Я. В Нём, если практиковать такой подход, в какой-то момент сознание квантовым скачком переходит на уровень Единства, Душа распахивается Любовью, и уже нет чувства изолированности. А за словами «я, моё, мне» ничего не стоит.
Сущностная суть страха.
В нашей глубине, в Пустоте, Безграничности и Бесформенности нет ни мыслей, ни идей, ни эмоций и чувств – нет Ничего. И поэтому нетрудно признаться себе, что мешает самореализации и не даёт Душе по-настоящему раскрыться. То ли это поглощённость какой-то идеей, то ли недоверие к себе, создавшее кумира во внешнем мире, какие-то ложные выводы, возникшие в далёком прошлом и отравляющие жизнь в настоящем. Это может быть агрессивность или замкнутость, скрывающая страх разоблачения своих масок, неприятие себя, противоречия, в которых живёт личность: «хочу, но боюсь; нравится, но нельзя; думаю так, а делать вынужден(а) по-другому». Это всё образ «я», и в любой его личине присутствует боязнь как не удовлетворения своих желаний, так и что-то не понять и не контролировать. И это воспринимается как грозящая опасность. Отсюда волнения, переживания, фрустрации. А потом, опять боясь, но уже повторения боли и разочарования, страх ещё больше замыкает человека на себе. И, живя в убеждении, что Мир – источник боли, он ожидает неудач и неприятностей. Так взобравшийся на пьедестал ум, создаёт проблемы, чтобы потом искать пути их преодоления, и доказывать свою важность. Какое тут может быть наслаждение красотой и радостями Жизни?
Можно идти обычным путём - искать причины страхов и проблем в прошлом, перестраивать ситуации, освобождаться от коварных выводов и мирить многочисленные образы себя – субличности. Но это - бесконечный труд и частые рецидивы: коварный источник – ложное «я» не исчезает. Не лучше ли в любой безрадостной ситуации признать, что это всего лишь отождествление с мыслями и опытом, и спокойно растворить страх. Методов много, каждая Школа предлагает что-то своё, и при желании нетрудно выбрать то, что больше подходит. А убрав препятствие - скопление негативной энергии, если на этом не останавливаться(!), уже нетрудно проникнуть глубже. Туда, где в открывшейся Пустоте, в Тишине и Спокойствии нас ждёт Истинное Я/ Атман/ Сознание.
Так страх наравне с желанием, да и любой негативной эмоцией, выполняет свою сущностную роль: он приводит туда, где мы познаем своё совершенство.
Тогда ничего не надо менять: в расслаблении и расширении, в прикосновении к своей Сути, нет груза идей о себе, комплексов, горького опыта, закрепившихся в подсознании обид и ссор – нет Ничего. Оттуда, из глубины, отношения с собой, с окружающими, с Миром, строятся просто и лёгко, спонтанно, без оглядки на прошлое и ожидания неприятностей в будущем. И незачем бояться Жизни, если Она – это Я.
Эсфирь Гербер