Талант, творчество и осознанность.
Талант – это Голос Бога, проявленный в Триединстве Духа-Души-Тела: Дух выражает себя через уникальные особенности Души, и через Тело воплощается в материальных формах. И так как люди изначально Божественны, все потенциально талантливы. У кого-то этот Голос выявляет себя уже в детстве. У кого-то Он молчит. И это зов Души к освобождению от завесы личности.
Наступившая эпоха Эволюции - время одаренных людей. И это, прежде всего, «новые» дети и пробуждающиеся сознания. У них великое предназначение: раскрывая талант и следуя своему призванию, выполнять Волю Творца и служить Возрождению Земли и землян.
Талант – благо или крест?
Не спи, не спи, художник,
Не предавайся сну.
Ты – вечности заложник
У времени в плену
(Б. Пастернак)
Пока человек живёт в пространстве личности, талант связан с каузальным телом. Это опыт и наработки из прошлых жизней и задачи, запланированные Душой для данной инкарнации. Поэтому чем талант ярче, тем активнее через него происходит становление.
Казалось бы, одарённость – это очевидная возможность максимально выразить себя в любимом деле, получить признание, иметь материальный достаток и познать радость творчества. Но история почему-то не изобилует именами счастливых гениев.
1. Одержимость творчеством.
Без осознанности, чем талант самобытнее, тем сильнее он поглощает. Появляется одержимость творчеством, и пока замысел не реализован, он не даёт покоя ни днём, ни ночью. Информация из другого измерения, парадоксальность идей, накал страстей, калейдоскоп мыслей и образов, стремящихся обрести жизнь, невозможность думать ни о чём другом - всё это происходит в колоссальном нервном напряжении и требует огромного расхода энергии. И талант прикован к этому кресту. И когда вслед за взлётом следует не менее мощный спад (система стремится к балансу), а в сознании нет связи с Источником, психика далеко не всегда выдерживает столь резкие вибрационные перепады. От депрессий и психических отклонений страдали многие гении (Бетховен, Брамс, Балакирев, Достоевский, Врубель, Дюрер…). Одних отличала невероятная замкнутость (Микеланджело, Леонардо, Ницше, Мусоргский, Лермонтов, математик Г. Перельман, шахматист Р. Фишер…). Другие, наоборот, стремились отвлечься в обществе женщин (Рафаэль, Моцарт, Пушкин, Флобер…).
2. Ложное отождествление.
Чем человек талантливей, тем коварнее для него отождествление с нетривиальными образами или озарившей его неординарной идеей. А когда «великое среднее» не принимает новизну автора – история изобилует такими примерами - идентификация со своим детищем вызывает выброс кортизола, гормона стресса, и у личности, и без того убеждённой в своём несовершенстве, растёт неверие в себя, уныние, сомнения и… обесценивание дара Творца. Подобные состояния мучили Мендельсона, Чайковского, Рахманинова, Пикассо, Льва Толстого, Марка Твена... А когда на таком фоне создание новых теорий, удивительных изобретений, шедевров в искусстве присваивается своему миражному «я», это ещё больше усиливает внутренний разлад. Психические болезни сопровождали математика Джона Нэша, Канта, Рембо, Эдгара По, Кафку, Гойю, Мопассана, Гоголя, Ван-Гога, Шумана и многих других. А так как то, что излучается, то и притягивается, гении невольно обрекали себя на безрадостную жизнь.
3. Ложное авторство.
Там, где нет осознанности, субличность/образ/персонаж «я талантливый» возникает неизбежно. А с ним и уверенность, что я одариваю общество замечательными сочинениями или открытиями. Если я целитель, ложное «я» радуется, приписывая себе помощь тяжело больным. Если я ясновидящий/ гуру/ченнелер, не избежать убеждённости, что я приношу людям реальную пользу на их духовном пути. А когда к вере в собственную исключительность и важность добавляется нерефлексируемая жажда выделиться и добиться признания, (личность иначе не может), взлетает гордыня. И чем выше, тем жёстче неминуемое падение. Притупляются способности, появляются болезни, неприятности – Дух по-разному призывает одарённого человека остановиться и осознать, кто истинный автор того, что через него осуществляется.
4. Отказ от таланта.
Подавляя голос Души, и став, например, не художником или математиком с сомнительными материальными перспективами, а программистом с высоким окладом, человек обретает возможность удовлетворять свои биологические и социальные потребности, но платит за это синдромом хронической неудовлетворённости - скрытой агрессией, направленной на себя. Отсюда – подавленность, различные болезни, неврозы, несчастные случаи, ранние смерти.
В отслеживании образов «я» исчезает тот, кто талантлив, понят или не понят, успешен или нет. Нет отождествления с успехами или неудачами. А Пробуждённое сознание в каждом видит его уникальность – проявление Божественности.
Любовь и творчество.
Талант – это энергия Любви, и у многих он раскрывается в период влюблённости. Гормоны радости приносят ощущение счастья, утончается восприятие, обостряются чувства, всё видится особенным. Чакра Свадхистана, связанная с половой жизнью, активизирует соединённую с ней творческую Вишудху, и человека переполняет потребность делиться своим внутренним подъёмом. Это поднимает его над умом и приближает к частоте Души.
И Она вдохновляет, соединяет чувства с интеллектом, стимулирует работу мозга, изначально созданного для творчества, интегрирует мастерство, опыт и знания без потребности «алгеброй гармонию проверить». А Дух возвышает сознание, изменяет видение, придаёт мышлению самобытность. И рождаются вдохновенные строчки и мелодии, краски превращаются в завораживающие образы, воплощаются дерзкие идеи, открывающие путь в неизвестное. Творчество становится проявлением Любви, а Любовь выражает себя через творчество. И оба они «не от мира сего». При этом один талант отличается другого лишь степенью открытости Души и уровнем связи с творящим Духом. «Веленью Божьему, о муза, будь послушна» (А. Пушкин).
Талант как сила преодоления.
В экстремальных трудностях, когда кажется, что всё кончено, талант как Божественная Сила, способен стимулировать в человеке волю, раскрыть в нём неведомый потенциал и вывести из тупика.
Когда Бетховен понял, что его, уже известного композитора, ждёт полная глухота, он решил умереть. Он составил завещание, но… что-то Неведомое вернуло его к Жизни и заставило бросить вызов судьбе. Нет логического объяснения тому, что с тех пор в его ушах звучал не шум и гул, всегда сопровождающий неслышащего человека, а музыка титанического могущества, нечеловеческой красоты и безграничной любви к Жизни. Музыка, зовущая к Свободе, Радости и Единству – к возвращению человека в его Божественное Естество.
Когда молодому Шопену, болеющему тяжелейшей формой туберкулёза, врачи предрекли не более 6 месяцев жизни, он прожил ещё 20 лет – сочиняя и играя на рояле, он не кашлял и не истекал кровью. А то, что он писал, было настолько утончённым, одухотворённым и бесконечно прекрасным, что, кажется, сам талант оттягивал его смерть.
Когда в 68 лет Клод Моне из-за катаракты стал терять зрение, после двух неудачных операций многие полагали, что это закат его творчества. Но великий художник в неудержимом стремлении постичь тайны света, освоить новую технику и передать красоту окружающей его природы, ещё почти 18 лет, не выпускал кисть из рук и создавал нетленные шедевры.
При желании каждый вспомнит тех, кто оказался в тяжелейших ситуациях, но воля и талант вернули их в строй (художник Кустодиев, Островский, автор книги «Как закалялась сталь», создатель методики восстановления после травм В. Дикуль, многие деятели науки, искусства, спортсмены и танцовщики…)
Талант - воплощение Бога на Земле, и он поддерживает и помогает. Но нет у него худшего врага, чем сам человек, точнее его ложное «я».
Чтобы открыть или развить дар Творца, нужно лишь разоблачить закрывающий его ментал: отслеживать, как возникает образ «я талантливый», распознать стоящую за ним гордыню, осознать, что ум хочет получить благодаря таланту, и есть ли то «я», которое может это реализовать. И просто Быть в своей Божественной Сути.
Искусство как шаг и шанс.
Пользоваться открытиями науки и техники не мудрено – купить в аптеке новое лекарство, найти что-то в интернете, быстро долететь в другую страну. Но глубинное восприятие искусства – особый талант. Он развивается на базе культуры человека, тонкости чувствования, нестандартном мышлении, умении входить в резонанс с произведениями и с тем Потоком, на котором они создавались. Для такого глубинного проникновения нужна смелость - готовность отпустить все представления и сделать шаг в неизвестное пространство. Тогда оно открывается, и сознание переходит на его частоту. Обычно это вызывает изумление, инсайт и становится шагом… или шансом для новой ступени в развитии.
Если сознание «спит», и люди не в силах выйти за пределы своих взглядов, непривычное пугает и отталкивает – история изобилует такими примерами. Но «зрелых», открытых новому, уже не стремящихся к критике, чтобы чувствовать себя НАД кем-то, талантливая необычность не только удивляет, волнует, радует - она мотивирует и подталкивает к росту. А Пробуждённые, чьё видение свободно от интерпретаций, ликуют в разделённом единстве Душ.
Предназначение таланта.
Талант устремляет создавать то, что кажется невозможным. И когда в этом нет «я», творчество становится призванием – зовом Души. И то, что созидается на Её частоте, превращает талант в канал для воплощения Голоса Бога. Стать Его выразителем - предназначение человека. Однако выдвигать перед собой такую цель - бессмысленно, но она становится естественной, когда сотворение происходит в Триединстве Духа-Души-Тела.
Тогда это уже не просто передача идей через формы и формулы, воплощение своих мыслей и чувств через образы и описания, какими бы интересными и яркими они ни были. На Божественной вибрации рождаются глубинные по смыслу, многоплановые произведения, раскрывающие суть жизненных процессов, и поднимающие человека к Тому, Кто он Есть. И это не обязательно огромные полотна. Вспомним стихотворения Пушкина, Лермонтова, Мандельштама, Пастернака, Бродского…, маленькие музыкальные и живописные жемчужины Моцарта, Шуберта, Мусоргского, Левитана, Репина, В.Зуева… . То, что создано Духом, изумляет своей глубиной, многомерностью и выразительностью. Оно погружает в пространство, где Разум соединяется с Сердцем, где люди открывают себя Прекрасному и поднимаются к осмыслению, что значит быть Человеком.
К примеру, когда непонятый, долго скитавшийся по провинциям, всегда озабоченный тем, как прокормить многодетную семью, скромный церковный органист Иоганн Себастьян Бах еженедельно(!) исполнял для полуграмотных прихожан своё новое сочинение, Космос соединялся с Землёй, и возвышались Души крестьян.
Почти четыре века люди замирают перед картинами Рембрандта. И это происходит не только из-за их незабываемых образов и искусно переданной игры света и теней. Это можно найти и у других художников. Гений великого Мастера направляет человека к осознанию вневременных ценностей, к вечным истинам, к иному переживанию Бытия.
Произведения, в которых Шостакович воплотил торжествующее Зло, страх и ужас человека, ожидающего ареста, пыток и смерти, не только потрясают. Они заставляют внутренне восстать против ненависти, жестокости и насилия, задуматься, что есть преступление перед человеком и человечеством. И тут же восхититься красивейшими мелодиями, где Злу противопоставляется чистая, гордая, возносящая Любовь.
Чтобы талант «в жестокий век восславил свободу, и чувства лирой пробуждал» (Пушкин), должна открыться Душа. Но чтобы победить зло, тьму, ложь и невежество, нужно ещё и стать самой Осознанностью – быть на частоте Духа.
«Кому много вверено, с того больше взыщут».
Эта фраза не только об ответственности таланта за сотворённое, но и о соблюдении баланса между тем, что дано, и что создано. Если он нарушается, искажается Закон Гармонии, и это обрекает на страдания. Потому в этих словах из Библии – ещё и скрытый призыв к единению с Духом, который являет себя как Осознанность – озарение ясным знанием. Тогда соблюдается равновесие между полученным и отдаваемым. И творчество становится не «священной жертвой Аполлону» (Пушкин), а пишущий – не «вечным тружеником и рабом своего таланта» (Клод Моне). В осознанности очевидно, что идеи и их воплощение исходят из одного Источника. И творю не «я», а Бог - через меня. И нет «я деятеля», который приписывает себе авторство, нет отождествления, нет одержимости.
Осознание возникает на частоте Присутствия, то есть Духа, и это открывает талант Божественному Потоку. И что бы ни создавалось, делалось и говорилось, наполняется особой энергией и обретает воодушевляющую силу. Всё совершается от избытка. Из Любви и ради Любви. «Я» нет, и Я Есть. Как Существование, как Канал, как Иньская открытость для Янского проникновения. А когда во взлёте вдохновения, информация и чувства переполняют и жаждут выплеснуться наружу, сам Дух ведёт и подсказывает, лелеет и оберегает. И талант оказывается не распинающим крестом, а Эврикой, Откровением, радостной Отдачей, Игрой, в которой искрится Бог.
Эсфирь Гербер