Альтернатива монистической философии - Диалектический дуализм
Что представляет собой Реальность и проявленный мир - раскрывает эзотерическое учение "Тайной доктрины".
Для передачи идей учения на языке доступном экзотерической науке ближе всего язык философии. Проявленный мир пронизан полярными сторонами (дух-материя, свет-тьма, низшее-высшее, прошлое-будущее, внутренннее-внешнее и т.д.), которые образуют противоречия, развертывающие природу мира в "живой" процесс, развитие.
Философское описание природы проявленного мира с помощью диалектического метода в его совмещении с принципом дуальности, противоречивости мира представляет собой суть диалектического дуализма Во втором вопросе, допуская существование «объективного
мира» вне сознания, материализм опровергает собственное
утверждение природы сознания как отражения «объективного мира», в
котором сознание тождественно воспроизводит содержание
«объективного мира». Но в таком случае «объективный мир»
находится в сознании как объективное содержание (содержание
«объективного мира»). Заявляя же, что «объективный мир» находится
вне сознания, материализм утверждает принцип агностицизма, и
превращает природу сознания в бессодержательное ничто.
В третьем вопросе о независимости материи от сознания как от
отраженной копии монизм отрицает обратную зависимость материи как
«оригинала» от «копии» (опять те же неразлучные «сын» и «отец»).
Если сознанию придается статус копии, то автоматически материя
обретает статус оригинала, с которого снимается копия. Но статус
оригинала производен, зависим от статуса копии в отношении
«копия-оригинал». Нет оригинала вне его отношения к копии. Вне
этого отношения есть два безотносительных друг к другу предмета.
Если материя независима от сознания как от копии, она не может
рассматриваться по отношению к сознанию в статусе оригинала, с
которого снимается копия. В таком случае и само сознание теряет
статус копии, то есть сознание не копирует, не отражает материю,
или же придется признать взаимную зависимость материи и сознания
как оригинала и копии (материя зависит от сознания как от копии).
Эта абберация взгляда мониста на отношение
противоположностей в противоречии исключает допущение диалектики
в отношение противоположностей. Монист в отношении всяких
противоположностей будет видеть одностороннее превосходство одной
стороны противоречия над другой вопреки природе диалектики этих
отношений. Так отношение материи и сознания есть одностороннее
(т.е. монистическое) превосходство, первичность материи над
сознанием (материализм), либо, наоборот (идеализм). Отношение
конечного и бесконечного - одностороннее превосходство,
первичность бесконечного над конечным (позиция Энгельса в
«Диалектике природы»). Отношение целого и части - одностороннее
превосходство, первичность целого по отношению к своим частям
(позиция Ильенкова в «Диалектической логике») и т.д.
Научный метод восхождения от абстрактного к конкретному –
это не «ядро» диалектической логики. Это одна из областей
применения диалектики. Диалектика универсальна по сфере
применения, по своему вхождению в качестве аспекта исследования,
метода исследования во все области познания. Благодаря
универсальности области применения диалектики можно заявлять о
множестве диалектических учений по типу: диалектика – это учение
о развитии, учение о познании, учение о становлении, учение о
мере (переходе количества в качество) и т.д.
Важно понимать и четко выделять специфический предмет
диалектики, выступающий инвариантом в любой сфере применения
диалектики. Это словами Ленина есть «ядро» диалектики –
исследование (и применение во всех областях научного познания
через свой статус метода, методологии) природы, структуры
противоречия, принципов отношения сторон в противоречии.
Специфический предмет диалектики входит частью, стороной в
предмет логики.
В своем специфическом предмете сама диалектика выступает
полярной стороной, противоположностью другой стороне логики -
формальной логике с её (формальной логики) специфическим
предметом. В рамках логики специфичность диалектического
раскрытия природы противоречия выражается в описании природы
противоречия средствами формальной логикой, выступающими простыми
элементами диалектической логики. Разрешением противоречия
диалектической и формальной логики как высшей и низшей формами
логики выступает интегральная природа диалектической логики,
включающая в свой состав, в свою основу в «снятом» виде правила
формальной логики.
Таким образом, диалектическая логика не отменяет правил
формальной логики, а отводит им подчиненное место в своей
интегральной структуре. Требования логики к мышлению включают и
соблюдение правил формальной логики (с одной стороны, в одном
отношении: мышление «в отношении к себе» должно быть
непротиворечивым), и соблюдение правил диалектической логики (с
другой стороны, в другом отношении уже не «к себе», а «к
другому»: мышление должно выражать противоречивость предмета
исследования и объяснять, как разрешаются противоречия природы
исследуемого предмета).
Диалектический дуализм о диалектическом противоречии.
Представление о диалектическом противоречии в диалектическом
материализме
Принципиальное отличие понимания природы диалектического
противоречия диалектическим дуализмом (ДД) от диалектического
материализма (ДМ) заключается в том, что полярные стороны
противоречия в ДД равноправны, а в ДМ – неравноправны. По ДМ одна
из сторон диалектического противоречия является ведущей,
первичной, определяющей, а другая, соответственно, ведомой,
вторичной, производной, зависимой. Сущностная ошибка ДМ в том,
что он описанное отношение сторон в противоречии абсолютизирует,
делает это отношение односторонним.
Один из выдающихся представителей ДМ В.В.Орлов (Пермский
классический госуниверситет), обосновывая позицию
диалектико-материалистического утверждения одностороннего
превосходства одной противоположности в противоречии над второй,
ссылается на ситуацию «буриданова осла», выражающую (по его
мнению) отношение равенства противоположностей в противоречии.
Ошибка глубоко уважаемого мной профессора Орлова заключается в
том, что противоположности в противоречии не равновесны и не
односторонне неравновесны, а взаимно неравновесны.
По ДД противоположности в диалектическом противоречии
равноправны, но ни в коем случае не равновесны. Их равноправие
заключено во взаимном неравенстве, во взаимной зависимости,
производности друг от друга, взаимной первичности и взаимной
вторичности. Это взаимное неравенство реализуется в бесконечных
переходах противоположностей друг в друга, в «своё другое», когда
первичность одной полярной стороны противоречия сменяется на её
уже вторичность, статус ведущего на статус зависимого, ведомого и
т.д. Статус противоположностей попеременно меняется на полярный
(первичность на вторичность, статус ведущего на статус
зависимого, ведомого) и при этом противоположности никогда не
сливаются, не теряют отношение полярности.
Самые простые и наглядные примеры диалектического отношения
противоположностей – это маятник, качели, двуручная пила
(«дружба-2»). В состоянии равновесия сторон - качели не движутся
(пила не пилит). В состоянии односторонней
первичности-втроичности - качели не движутся, т.к. первичная,
сильная сторона одолела вторичную, зависимую сторону и в итоге
качели встали – одно плечо качелей на земле, а второе - в
воздухе (пила в крайнем положении – один пильщик перетянул пилу
от второго пильщика). В состоянии взаимной
первичности-вторичности – качели работают, т.к. противоположности
попеременно переходят в «своё другое» - то одно плечо качели
сильнее второго, то наоборот (пила пилит, т.к. попеременно то
один пильщик сильнее второго, то, наоборот).
Такие логически и наглядно элементарные вещи не умещаются в
мышлении материалистических философов, мне кажется, по
единственной причине – партийной зашоренности взгляда на мир,
догматичности стиля мышления. Ильенков привык извлекать свои
взгляды на макрсистскую диалектику из «Капитала» и не видит самой
элементарной диалектики (даже элементарно диалектическое
отношение «сына», порождающего «отца», недоступно пониманию
Ильенкова, потому что «исторически» «отец» есть односторонне
первичное, а «сын» - односторонне вторичное – торжествует догма ДМ).
11.12.2011
Для передачи идей учения на языке доступном экзотерической науке ближе всего язык философии. Проявленный мир пронизан полярными сторонами (дух-материя, свет-тьма, низшее-высшее, прошлое-будущее, внутренннее-внешнее и т.д.), которые образуют противоречия, развертывающие природу мира в "живой" процесс, развитие.
Философское описание природы проявленного мира с помощью диалектического метода в его совмещении с принципом дуальности, противоречивости мира представляет собой суть диалектического дуализма Во втором вопросе, допуская существование «объективного
мира» вне сознания, материализм опровергает собственное
утверждение природы сознания как отражения «объективного мира», в
котором сознание тождественно воспроизводит содержание
«объективного мира». Но в таком случае «объективный мир»
находится в сознании как объективное содержание (содержание
«объективного мира»). Заявляя же, что «объективный мир» находится
вне сознания, материализм утверждает принцип агностицизма, и
превращает природу сознания в бессодержательное ничто.
В третьем вопросе о независимости материи от сознания как от
отраженной копии монизм отрицает обратную зависимость материи как
«оригинала» от «копии» (опять те же неразлучные «сын» и «отец»).
Если сознанию придается статус копии, то автоматически материя
обретает статус оригинала, с которого снимается копия. Но статус
оригинала производен, зависим от статуса копии в отношении
«копия-оригинал». Нет оригинала вне его отношения к копии. Вне
этого отношения есть два безотносительных друг к другу предмета.
Если материя независима от сознания как от копии, она не может
рассматриваться по отношению к сознанию в статусе оригинала, с
которого снимается копия. В таком случае и само сознание теряет
статус копии, то есть сознание не копирует, не отражает материю,
или же придется признать взаимную зависимость материи и сознания
как оригинала и копии (материя зависит от сознания как от копии).
Эта абберация взгляда мониста на отношение
противоположностей в противоречии исключает допущение диалектики
в отношение противоположностей. Монист в отношении всяких
противоположностей будет видеть одностороннее превосходство одной
стороны противоречия над другой вопреки природе диалектики этих
отношений. Так отношение материи и сознания есть одностороннее
(т.е. монистическое) превосходство, первичность материи над
сознанием (материализм), либо, наоборот (идеализм). Отношение
конечного и бесконечного - одностороннее превосходство,
первичность бесконечного над конечным (позиция Энгельса в
«Диалектике природы»). Отношение целого и части - одностороннее
превосходство, первичность целого по отношению к своим частям
(позиция Ильенкова в «Диалектической логике») и т.д.
Научный метод восхождения от абстрактного к конкретному –
это не «ядро» диалектической логики. Это одна из областей
применения диалектики. Диалектика универсальна по сфере
применения, по своему вхождению в качестве аспекта исследования,
метода исследования во все области познания. Благодаря
универсальности области применения диалектики можно заявлять о
множестве диалектических учений по типу: диалектика – это учение
о развитии, учение о познании, учение о становлении, учение о
мере (переходе количества в качество) и т.д.
Важно понимать и четко выделять специфический предмет
диалектики, выступающий инвариантом в любой сфере применения
диалектики. Это словами Ленина есть «ядро» диалектики –
исследование (и применение во всех областях научного познания
через свой статус метода, методологии) природы, структуры
противоречия, принципов отношения сторон в противоречии.
Специфический предмет диалектики входит частью, стороной в
предмет логики.
В своем специфическом предмете сама диалектика выступает
полярной стороной, противоположностью другой стороне логики -
формальной логике с её (формальной логики) специфическим
предметом. В рамках логики специфичность диалектического
раскрытия природы противоречия выражается в описании природы
противоречия средствами формальной логикой, выступающими простыми
элементами диалектической логики. Разрешением противоречия
диалектической и формальной логики как высшей и низшей формами
логики выступает интегральная природа диалектической логики,
включающая в свой состав, в свою основу в «снятом» виде правила
формальной логики.
Таким образом, диалектическая логика не отменяет правил
формальной логики, а отводит им подчиненное место в своей
интегральной структуре. Требования логики к мышлению включают и
соблюдение правил формальной логики (с одной стороны, в одном
отношении: мышление «в отношении к себе» должно быть
непротиворечивым), и соблюдение правил диалектической логики (с
другой стороны, в другом отношении уже не «к себе», а «к
другому»: мышление должно выражать противоречивость предмета
исследования и объяснять, как разрешаются противоречия природы
исследуемого предмета).
Диалектический дуализм о диалектическом противоречии.
Представление о диалектическом противоречии в диалектическом
материализме
Принципиальное отличие понимания природы диалектического
противоречия диалектическим дуализмом (ДД) от диалектического
материализма (ДМ) заключается в том, что полярные стороны
противоречия в ДД равноправны, а в ДМ – неравноправны. По ДМ одна
из сторон диалектического противоречия является ведущей,
первичной, определяющей, а другая, соответственно, ведомой,
вторичной, производной, зависимой. Сущностная ошибка ДМ в том,
что он описанное отношение сторон в противоречии абсолютизирует,
делает это отношение односторонним.
Один из выдающихся представителей ДМ В.В.Орлов (Пермский
классический госуниверситет), обосновывая позицию
диалектико-материалистического утверждения одностороннего
превосходства одной противоположности в противоречии над второй,
ссылается на ситуацию «буриданова осла», выражающую (по его
мнению) отношение равенства противоположностей в противоречии.
Ошибка глубоко уважаемого мной профессора Орлова заключается в
том, что противоположности в противоречии не равновесны и не
односторонне неравновесны, а взаимно неравновесны.
По ДД противоположности в диалектическом противоречии
равноправны, но ни в коем случае не равновесны. Их равноправие
заключено во взаимном неравенстве, во взаимной зависимости,
производности друг от друга, взаимной первичности и взаимной
вторичности. Это взаимное неравенство реализуется в бесконечных
переходах противоположностей друг в друга, в «своё другое», когда
первичность одной полярной стороны противоречия сменяется на её
уже вторичность, статус ведущего на статус зависимого, ведомого и
т.д. Статус противоположностей попеременно меняется на полярный
(первичность на вторичность, статус ведущего на статус
зависимого, ведомого) и при этом противоположности никогда не
сливаются, не теряют отношение полярности.
Самые простые и наглядные примеры диалектического отношения
противоположностей – это маятник, качели, двуручная пила
(«дружба-2»). В состоянии равновесия сторон - качели не движутся
(пила не пилит). В состоянии односторонней
первичности-втроичности - качели не движутся, т.к. первичная,
сильная сторона одолела вторичную, зависимую сторону и в итоге
качели встали – одно плечо качелей на земле, а второе - в
воздухе (пила в крайнем положении – один пильщик перетянул пилу
от второго пильщика). В состоянии взаимной
первичности-вторичности – качели работают, т.к. противоположности
попеременно переходят в «своё другое» - то одно плечо качели
сильнее второго, то наоборот (пила пилит, т.к. попеременно то
один пильщик сильнее второго, то, наоборот).
Такие логически и наглядно элементарные вещи не умещаются в
мышлении материалистических философов, мне кажется, по
единственной причине – партийной зашоренности взгляда на мир,
догматичности стиля мышления. Ильенков привык извлекать свои
взгляды на макрсистскую диалектику из «Капитала» и не видит самой
элементарной диалектики (даже элементарно диалектическое
отношение «сына», порождающего «отца», недоступно пониманию
Ильенкова, потому что «исторически» «отец» есть односторонне
первичное, а «сын» - односторонне вторичное – торжествует догма ДМ).
11.12.2011
Комментарии:
Похожие статьи:
07 января 2012, Суббота
Концепция многомирия Хью Эверетта в познании многомерной
01 июля 2012, Воскресенье
Узловые проблемы теории познания
11 февраля 2012, Суббота
Мироздание в аспекте его организации и развития
11 февраля 2012, Суббота
Мироздание в аспекте противоречия его организации и развития. Часть вторая
29 марта 2012, Четверг
Мироздание в аспекте противоречия его организации и развития. Часть восьмая
01 августа 2007, Среда
Начальный курс оккультизма
03 января 2012, Вторник
Дух и идеальное