Восхождение йоги МАТАДЖАН
ПОСВЯЩАЕТСЯ Х.Х. ШРИ МАТАДЖИ НИРМАЛА ДЕВИ ИСТОЧНИКУ ЭТИХ ЗНАНИЙ
ГЛАВА XV. МЕДИТАЦИЯ
Медитация стала довольно широким термином, наподобие серой зоны, в которую можно поместить все, что угодно. Медитацию нельзя определить, но давайте рассмотрим нашу цель. Цель варьирует от получения терапевтического эффекта до реализации какой-то духовной концепции. Вообще она направлена на то, чтобы стать единым целым. Как бы это целое ни называлось, это дело терминологии. Назовете ли вы его Богом, Нашим Отцом или коллективным сознанием, лежащая в его основе идея будет союз. Теперь, как это может происходить? Мы вынашивали идеи об этом, мы читали об этом книги, мы пели об этом песни, но как это произойдет? Сахаджа-йога старается сделать это реальностью, в которой вы настраиваетесь на сознание собственного духа. Дух возносит вас над интеллектом в более глубокое, совершенное ощущение. Вы, возможно, не в состоянии долго выдерживать это, но это дает вам в долю секунды почувствовать, как глубоко вы можете пойти, с чем вы можете соприкоснуться и какие возможности есть внутри вас. С другой стороны, известно, что длительные периоды неправильно разъясненной медитации вызывают психотические явления, острое чувство тревоги и депрессию. Медитация должна проводиться только в группах, где есть надлежащее наблюдение в момент медитации и в дальнейшем.
В медитации содержание мыслей не имеет особого значения. Им следует давать возможность приходить и уходить. Большую важность представляет осознание процесса прихода и ухода мыслей. А самый значительный фактор -внимание. Хотя познания и образы могут возникать, они не являются конечной целью медитации. Несмотря на то, что в содержании могут быть перекрытия, мы не отождествляем медитацию с методами направляемой визуализации, мечтательства, таинственного самостоятельного тренига, самогипноза или любой психиатрической, психофизиологической, релаксационной лечебной терапии.
Медитация - это способ, с помощью которого учатся познавать ощущения не на основе распределения по категориям или по какой-то заданной модели ощущений, возможно выработанной в результате привычки, селективного невнимания или селективного восприятия.
Она требует не отказа от вашей обычной жизни, а вхождения в отечество Духа.
После самореализации понимаешь, что медитация -это состояние бытия. Вы не медитируете, а входите в медитацию или вы находитесь в медитации. Можно было бы всегда быть в медитации.
После реализации чувствуешь, как прохладный бриз Святого Духа выходит из области родничковой кости и из кончиков пальцев. Таким образом ощущается реализация, означающая проявление Кундалини. Вибрации в виде прохладного бриза также получают от Ее Святейшества Шри Матаджи или от любой другой благочестивой атмосферы. Это проявления всепроникающей энергии Божественной любви. Мы их ощущаем, потому что мы теперь просвещенные и просвещенны наши нервы.
Первые проявления сахаджа-йоги иногда бывают поразительными. У некоторых людей она проявляется постепенно. После первого потока у многих людей с осложнениями Кундалини отступает, чтобы восстановить чакры. Тогда надо поработать, чтобы установить с ней сотрудничество.
Когда вы закрываете глаза, чтобы медитировать, у вас появлются различные настроения. Что определяет настроение, которое вы чувствуете во время медитации? Если день прошел прекрасно, то закрыв глаза, чтобы медитировать, вы будете ощущать удовлетворенность, и медитация будет очень хорошей. Если вы очень взволнованы, ваш ум будет беспокойным и это отразится на медитации. Это настроение исходит от эго или от суперэго, так как дух не имеет настроений.
Попытка медитировать - это стремление достичь состояния осознания без мысли и релаксации путем саморелизации, но это иногда не достигается полностью. Во-первых, начинают вновь проигрываться предыдущие события, потому что вы сознательно наблюдаете, а Кундалини не поднята. Часто, когда вы засыпая, закрываете глаза, перед вами проходит все то, что произошло в течение дня. Если вы не помедитируете перед сном, то все то, что оставило глубокое впечатление в течение дня, приснится вам во сне. Вы можете не знать об этих снах, так как вы, возможно, слишком крепко спите, чтобы помнить, что происходит в уме, но в течение нескольких мгновений, находясь в состоянии полусна, вы можете видеть свои сны. Они могут показаться несвязанными, но это только потому, что вы не видели всего сна, а только часть его.
Когда закрываешь глаза, то фокус внимания сдвигается снаружи внутрь и тогда начинают появляться мелькания подсознательного; а также мысли, чувства и эмоции, которые все еще в сознательном, но попадают и в подсознательное. Если к ним относиться сознательно, то они не переходят в подсознательное, потому что их развевает сознательное. Это первое достоинство медитации.
Сначала мы можем испытывать страдание из-за пережитка прошлого, но постепенно, стремясь быть свидетелем, а не участником, мы преодолеваем этот предрассудок. Например, шок или трагедия могли оставить глубокую травму на душе. Чем больше вы думаете об этом, тем дольше живет трагедия. Живя в трагедии и в горе, вы становитесь все более и более печальным, и это затем превращается в вашу вторую натуру (ваша врожденная натура такая же, как и космическая сила, тогда как вторая натура приобретенная).
Аналогичным образом, могут быть какие-то пережитые в детстве лишения или страдания, которые мы затаиваем, возможно и не осознавая этого, и которые являются причиной появления какой-то черты характера; эта черта впоследствии становится особенностью, либо отражает нашу вторую натуру. Большинство из страхов в старом возрасте, травм и чудачеств отражают эти качества.
Энергия пытается выравнять свои кривые. Она делает одну кривую в одном направлении, а следующую в противоположном. Следовательно, можно начать понимать, что произошло прежде и каким путем следует идти и почему. Когда понимаешь это сознательно, то можешь внести и исправления. Эти исправления не сделает за вас кто-либо другой. Вы должны сделать это сами. Это второе достоинство медитации сахаджи-йоги.
В-третьих, по мере того как вы все больше и больше медитируете, внимание становится настолько заостренным, а ум настолько тонким, что как только явление возникает, сию же минуту вы увидите, какое действие оно оказывает на вас. В то же мгновение, оно нейтрализуется вашей способностью проводить различие и не погружается в подсознательное. При этом каждый момент завершен в себе самом и нет переноса вперед. Цепь событий не затягивает вас в свою паутину. Каждый момент вы живете заново, куда ничего не перенесено от последнего или следующего момента. Именно переносы от предыдущих моментов начинают прокручиваться перед вами, когда вы закрываете глаза, чтобы медитировать. Вот почему важно оставаться наблюдателем, не становясь участником, быть сознательным и закрепленным в своей собственной сущности в настоящем.
Даже когда вы подвергнетесь влиянию и власти других людей, можно поддержать собственное равновесие вибраторным осознанием. Все имеет вибрации. Как только вы начнете становиться чувствительными к своим вибрациям, вы заметите происходящее изменение, если что-то извне начинает тревожить эти вибрации. Например, если вы в компании какого-то человека или группы людей, которые излучают горячие вибрации, вы сразу же почувствуете, что хладнокровие ума утрачивается. Горячие вибрации сообщают вам, что вы должны защититься от этих отрицательных влияний и импульсов. Как вы защищаете свое тело от неблагоприятной погоды, точно так же вы должны защищать свои вибрации от отрицательных воздействий. Поэтому необходимо знать, что такое вибрации и развить осознание и чувствительность, чтобы уметь настраиваться на них и освоить метод их расшифровки. Это сахаджа-йога.
В конце концов наступает стадия, когда вам не надо обращаться к своим вибрациям, так как вы постоянно находитесь в них и сама жизнь - это явление вибраций. Все имеет свои собственные вибрации и, именно таким образом, создается природа. Это алхимия человека и природы.
В сахаджа-йоге, которая является драгоценным даром Шри Матаджи человечеству, есть много простых и абсолютно спонтанных путей исправления наших медитативных состояний.
Клинические результаты медитации сахаджа-йоги.
Большинство исследований, проведенных на различных группах медитирующих людей, показали, что практика медитации сопровождается уменьшением невротических депрессий, чувства тревоги, раздражительности и гипертонии. Она способствует самоконтролю, самопроявлению и счастью. По сообщению проф. Ю.Ч.Райя, "Контроль стрессовых факторов лекарственными средствами, подобными транквилизаторам, продолжает применяться, несмотря на их побочные действия и формирование привычки.. Однако это не является удовлетворительной длительной мерой для решения проблемы тяжелого стрессового состояния. Поэтому с целью снижения действия стресса на организм испробываются различные методы расслабления, медитация и т.д. Недавно Х.Х.Шри Матаджи Нирмала Деви продемонстрировала, что сахаджа-йогу легко освоить и продолжать практиковать и, что она в действительности, спонтанна и не требует никаких усилий. Она основана на внутренней технологии. Ощущение прохладного бриза от ладоней до макушки готовы подтверждает пробуждение Кундалини . После пробуждения Кундалини переходят в стадию самореализации и безмысленного осознания - блаженная стадия с глубоким расслаблением тела и ума. В этой связи с целью определения роли сахаджа-йоги в стрессе были изучены некоторые ее влияния на число сердечных ударов, давление крови, гальваническую сопротивляемость кожи, содержание молочной кислоты в крови и содержание ванилиновой и малеиновой кислот в моче.
Сделан вывод, что занятие сахаджа-йогой вызывает значительное физиологическое изменение и у стажеров, и продвинутых сахаджа-йогов, устанавливая равновесие между симпатическими и парасимпатическими реакциями. Она устраняет преобладание симпатической реакции, обычно наблюдаемое в состоянии стресса. Таким образом сахаджа-йога помогает человеку найти средство снятия стресса, а, следовательно, может и предотвратить стрессовые нарушения"*.
Проведенные недавно исследования показывают следующие происходящие во время медитации изменения:**
1. В начале медитации увеличивается амплитуда альфа.
2. Позже появляются следы активности тела, часто перемешанные с альфа.
З.Во время глубокой медитации или "самадхи" возникают взрывы высокочастотной бета.
4.3начительное и поразительное снижение числа сердечных ударов, частоты дыхания, потребления кислорода, улучшается кожа и усиливается прохладный бриз на темени головы.
*См. публикацию по научным исследованиям в области влияния сахаджа-йоги на тело и ум человека и изучения ее роли в профилактике стрессовых расстройств, опубликованную в журнале: "Международная академия медицинских наук", том 2, март, 1988 г., проф.Ю.Ч.Райя, бывшего заведующего отделением физиологии в больнице Сучета Крипалани, Нью-Дели.
** "Влияние практики сахаджа-йоги на больных, страдающих психосоматическими заболеваниями" и "физиологические эффекты Кундалини, пробуждаемой сахаджа-йогой" д-ра Дипак Чуг и д-ра Сандип Сетхи (за вторую работу уже присвоена докторская степень).