Обзор Каббалы, независимый взгляд.
"Магия дает возможность испытать и осознать вещи, недоступные человеческому пониманию. Ибо магия есть великая сокровенная мудрость, точно так же как рассудок - величайшее массовое заблуждение". Парацельс. "Об оккультной философии"
"Бог проникает все: он обусловливает необходимость времени, пространства и т. д.; первая эманация Бога есть деятельный разум. От него дальнейшая цепь эманаций от высшего к низшему; мир вечен".
Авиценна
История возникновения Каббалы
Говорят, все самое лучшее и интересное придумали евреи. Скорее всего, так сложилось исторически, что каббала вышла именно из еврейской среды, Она развилась и приняла стройную научную систему, основываясь на философии и строгой букве почитания иудаизма. И случилось так, ибо не могло не случиться - знание должно было упасть на подготовленную и удобренную почву понимания и желания понять и объяснить. И так угодно было Создателю, чтобы воспринял знание именно этот народ.
Кочевые семитские племена в 13-11 веках до нашей эры, бежав от войска фараона египетского, были объединены под знамена культового бога племенного союза Яхве.
В те времена почитание культового божества наряду с ним позволяло поклонение и другим божествам, как родовым, так и местным, ханаанским покровителям. Однако, уже в период скитаний по землям Палестины складывалась и особая каста служителей Богу, избранных их лучших людей народа - левитов, которым принадлежало исключительное право осуществлять религиозные обряды в переносном шатре или скинии собрания.
Левиты - религиозные учителя - ревностно соблюдали правила проведения культовых обрядов, и законы служения передавали из поколение в поколение.
В 11-10 веках до нашей эры, в период становления царства Израильско-Иудейского, культ превратился в официальную общепризнанную религию, служения проходили только в центральном государственном храме в Иерусалиме и проводили их исключительно посвященные - потомки левитов (в дальнейшем - раввины).
Позже в государстве появляются пророки - религиозные идеологи той эпохи, объявившие Яхве Богом-ревнителем, строго следящим за соблюдением почитания собственного культа и отвергающим других божеств. Изречения пророков тщательно записывались и передавались народу. Это дало повод для повсеместного укоренения в народе израилевом монотеистического восприятия Яхве, как Единого Бога и отвергания других богов.
Начиная с 9-8 веков до нашей эры появляются письменные свидетельства пророческой мудрости, затем складываются священные тексты Бытия и Исхода, Левита и Чисел, чье авторство относят к Моисею. Около 4 века до н.э. практически окончательно сложилась Тора (Закон). Идеологические догматики выработавшейся религии уверяли народ, словно беды, происходившие со всем государством или с отдельно взятым гражданином, случаются от неправильного исполнения буквы Закона или неподчинения Законам. Так появилась предпосылка к тщательному изучению священных текстов и детально выверенному исполнению предписываемых ритуалов.
Когда Навуходоносор покорил Иудею и разрушил Иерусалимский Храм, семитское население было переселено в Вавилон, где на его духовное развитие оказали огромное влияние религии и философия местных культов. Подобное взаимопроникновение не могло не отразиться на общем развитии научной мысли иудеев, посвятивших себя познанию Бога и изучению законов мироздания.
Затем изгнание евреев эллинами и выселение их в Сирию, Испанию, Армению и Египет дало новый скачок философской мысли мудрецов-толкователей и их последователей. Таким образом, в дальнейшем монотеистическая философия иудаизма в чистом виде подверглась влиянию арабских верований, а затем и греческих идеалистических философских течений. Да так, что создатели Талмуда Гемара и Мишна предостерегали верующих не увлекаться эллинскими умствованиями и "греческой мудростью".
Однако знания уже были приобретены и, обогащенные учением неоплатонизма, мистицизмом и хиромантией, некоторая часть верующих, отколовшись от основной массы иудеев-рационалистов, основывают секту. Они-то предположительно и разработали впоследствии основу каббалистической науки, которая долгое время оставалась тайной и проповедовала тайное учение. Они набираются практического опыта и теоретических знаний, чтобы скомпоновать их в первом каббалистическом труде - "Книге творения". Она повествует о 32 частях мироздания - это 22 буквы еврейского алфавита и 10 первочисел.
К началу 13 века восходят сведения о каббале, как о науке, учении, которое расцвело и приобрело популярность среди еврейского населения, жившего в Испании и Провансе, а также частично среди немецких евреев. Столетием позже в Кастилии появляется новый каббалистический труд - книга "Зогар", написанная Моше де Леоном (Моисеем Леонским), основоположником философии каббалы. Книга аллегорически трактует священные тексты. Поначалу авторство ее приписывали мудрецу, толкователю Талмуда Симону Бен Иохаи, жившему во втором веке нашей эры.
Вот основные вехи становления и развития каббалистической науки.
Итак, первоначально каббала развивалась, как устные предания, учения которого оставались в рамках избранных, мудрецов или посвященных, накапливавших знания и неохотно делившихся ими с внешним кругом общения. Современные учителя каббалистической науки стремятся избавить от невежества как можно большее количество людей, ибо познание - это сила, которая правит миром, правит человеком, его судьбой, его намерениями и человечеством в целом.