Альтернатива монистической философии - Диалектический дуализм
Что представляет собой Реальность и проявленный мир - раскрывает эзотерическое учение "Тайной доктрины".
Для передачи идей учения на языке доступном экзотерической науке ближе всего язык философии. Проявленный мир пронизан полярными сторонами (дух-материя, свет-тьма, низшее-высшее, прошлое-будущее, внутренннее-внешнее и т.д.), которые образуют противоречия, развертывающие природу мира в "живой" процесс, развитие.
Философское описание природы проявленного мира с помощью диалектического метода в его совмещении с принципом дуальности, противоречивости мира представляет собой суть диалектического дуализма
Суть концепции диалектического дуализма в декларативном изложении
Прежде чем переходить к изложению концепции диалектического
дуализма в оппозиции к концепции монистической философии я в
декларативной форме перечислю основные позиции диалектического
дуализма.
Согласно диалектике природа мира пронизана противоположными
свойствами, полярными сторонами. Эти противоположности,
полярности вступают между собой в отношение противоречия,
отрицания друг друга. Противоречия разрешаются переходом полярных
сторон друг в друга, в «свое другое», что приводит природу мира в
процесс, движение, изменение. Мир благодаря разрешению
противоречий «оживает» из статичности (целого, единого,
всеохватно завершенного) в динамику дуального (целого,
разделенного на принадлежащие ему части, стороны, свойства), в
«живое» бытие диалектического взаимоотношения полярных сторон,
свойств-атрибутов природы мира, такое как: становление
(противоречие бытия-небытия, актуального-потенциального);
развитие (противоречие актуального-потенциального,
прошлого-будущего, старого-нового и т.д.); отражение, идеальное
(противоречие оригинала и копии); развертывание предметного
богатства мира (противоречие единого и множественного, целого и
части); развертывание иерархической организации мира
(противоречие низшего и высшего); познание (противоречие субъекта
и объекта); осуществление свободы (противоречие возможного и
реального, одномерного и многомерного) и т.д.
Дуальность природы мира выступает способом существования,
бытия мира. Мир един, целостен по своему содержанию, но
содержание мира существует через множественность полярных форм
выражения этого единства. Эти полярные формы есть атрибутивные
свойства природы мира.
В диалектико-дуалистической концепции мироздания субстанция
одна – это единое содержание, единая природа мира как
завершенного всеохватного целого (холистический мир). Казалось бы
в основу концепции положен принцип монизма. Но, следуя закону
диалектики, этот монизм реализует себя через «своё другое», через
дуализм: принадлежащие субстанции свойства-атрибуты природы мира,
напротив, выступают дуальными, полярными, противоположными
формами выражения единого содержания мира (как дух и материя,
конечное и бесконечное, внутреннее и внешнее и т.д.).
Единство всеохватного целого было бы неизменно, неподвижно,
«мертво», если бы оно не выражалось через «своё другое» -
дуальность полярных форм выражения своего единого содержания в
переходе одной полярности в другую (своё другое), через
разрешение противоречия полярных форм, разворачивающее
всеохватное единое в «живой» процесс: перехода потенциального
(своё другое) – актуальное и, наоборот; конечного в бесконечное
и, наоборот; внешнего во внутреннее и, наоборот и т.д. Т.о.,
диалектический дуализм объединяет принцип холизма (и принцип
монизма) природы мира с принципом дуальности форм выражения этого
единства, целостности природы мира (т.е. с принципом полярным
монизму – принципом дуализма). Разрыв диалектического
взаимоотношения принципов монизма и дуализма приводит
антидиалектический «чистый монизм» к абсолютизации одной стороны
взаимоотношения материи и духа: либо материи, либо духа. Попытка
сохранить полярность духа и материи за счет выделения двух
субстанций в природе мира приводит к тому же разрыву
диалектического взаимоотношения принципов монизма и дуализма:
взаимозависимость духа-материи в диалектическом дуализме
подменяется фактической независимостью, параллельностью духа и
материи в антидиалектическом дуализме двух субстанций.
В монизме материализма совершается подмена субстанции
мироздания. На место единого по содержанию мира подставляется
полярное свойсто-атрибут природы мира – его материальность,
имеющая смысл только в оппозиции духу, сознанию. Объявление
материи субстанцией мироздания превращает «своё другое» материи –
дух, сознание в производное свойство материи, односторонне
зависимое от материи-субстанции. Сознание превращается в ничто,
лишенное содержания, поскольку содержание принадлежит субстанции,
т.е. материи. Сознание низводится до копии оригинала (материи),
т.е. сводится к идеальному, или лишенному собственного бытия
заимствованному у материи существованию отраженного содержания.
Материалисты не понимают, что монистическая позиция фактически
приводит к удвоению содержания мира: у материи свое содержание и
у сознания второй экземпляр этого содержания, приобретенный
сознанием в процессе отражения материи. Вот так, критикуя дуализм
за удвоение мира до двух субстанций, монизм на деле сам удваивает
содержание мира (и, т.о., переходит в своё другое – дуализм двух
содержаний мира: объективно-материального и
субъективно-идеального). Аналогично, в объективном идеализме на
место субстанции-мира ставится субстанция-Абсолютная идея, а
объективный мир заимствует у неё свое содержание.
Диалектический дуализм устраняет удвоение монизмом
содержания мира за счет утверждения диалектического отношения
между духом и материей, представляющими собой полярные формы
выражения одного содержания мира-субстанции. Ни дух (сознание),
ни материя не заимствуют друг у друга содержания, ибо оба они
выражают одно единственное содержание, принадлежащее субстанции –
миру.
В монизме отношения противоположностей в полярных парах
неравноправные, о чем свидетельствует так называемый «основной
вопрос философии». Для монизма иначе и быть не может, ведь
субстанция-мир подменяется одной из сторон полярной пары
дух-материя. Такая позиция монизма проистекает из стремления
устранить дуальность из природы мира. Но эта попытка устранения
дуальности (мир не есть дух-материя, низшее-высшее,
внешнее-внутреннее и т.д., а есть материя – в материализме, или
Абсолютная идея – в идеализме) приводит к разрушению
диалектического отношения полярных сторон в противоречии духа и
материи, сводит одну сторону противоречия к другой в
одностороннем антидиалектическом порядке. Материя и дух при
диалектическом подходе взаимно порождают друг друга, взаимно
переходят друг в друга, меняются местами, сохраняя при этом
отношение полярности (т.е. не сливаясь, не поглощая друг друга).
Материя и дух (как и прочие полярности) полярны, противоположны
по отношению друг к другу по своим формам выражения единого
содержания мира и едины по содержанию мира, которое они выражают
в этих полярных формах.
Наглядное выражение этого диалектического отношения полярных
сторон единой субстанции – это «две стороны одной медали».
Сколько ни верти медаль стороны будут переходить в «свое другое»,
меняться местами (то спереди, то сзади), сохраняя свое отношение
полярности, несливаемости, несводимости к односторонней
первичности одной и вторичности другой, и невозможности подмены
одной стороной всего целого (медали).
Строго говоря, односторонность монизма в материализме и
идеализме, проистекающая из абсолютизации принципа монизма, не
означает, что позиция монизма исключается диалектикой. На самом
деле в диалектическом взаимоотношении сторон позиция монизма есть
один момент, одна полярная сторона, противостоящая моменту,
позиции дуализма. Как требуют правила диалектики, взаимоотношение
полярных сторон образует противоречие взаимного исключения,
отрицания и тождества, единства. Момент монизма в диалектическом
противоречии выражает отношение тождества, единства природы
полярных сторон противоречия. Момент дуальности (позиция
дуализма) в диалектическом противоречии выражает отношение
взаимного исключения, отрицания, несводимости друг к другу
полярных сторон противоречия.
Несоблюдение законов диалектики приводит к искаженному
выражению природы мира в позициях абсолютизированного монизма
(материализм и идеализм) и абсолютизированного дуализма
(декартовская концепция дуализма, разрывающая диалектическое
отношение монизма-дуализма и отрицающая субстанциальное единство
духа и материи посредством утверждения двух независимых
субстанций).
Критика с позиции концепции диалектического дуализма позиции
диалектического материализма по работе «Диалектическая логика»
Э.В. Ильенкова
Для передачи идей учения на языке доступном экзотерической науке ближе всего язык философии. Проявленный мир пронизан полярными сторонами (дух-материя, свет-тьма, низшее-высшее, прошлое-будущее, внутренннее-внешнее и т.д.), которые образуют противоречия, развертывающие природу мира в "живой" процесс, развитие.
Философское описание природы проявленного мира с помощью диалектического метода в его совмещении с принципом дуальности, противоречивости мира представляет собой суть диалектического дуализма
Суть концепции диалектического дуализма в декларативном изложении
Прежде чем переходить к изложению концепции диалектического
дуализма в оппозиции к концепции монистической философии я в
декларативной форме перечислю основные позиции диалектического
дуализма.
Согласно диалектике природа мира пронизана противоположными
свойствами, полярными сторонами. Эти противоположности,
полярности вступают между собой в отношение противоречия,
отрицания друг друга. Противоречия разрешаются переходом полярных
сторон друг в друга, в «свое другое», что приводит природу мира в
процесс, движение, изменение. Мир благодаря разрешению
противоречий «оживает» из статичности (целого, единого,
всеохватно завершенного) в динамику дуального (целого,
разделенного на принадлежащие ему части, стороны, свойства), в
«живое» бытие диалектического взаимоотношения полярных сторон,
свойств-атрибутов природы мира, такое как: становление
(противоречие бытия-небытия, актуального-потенциального);
развитие (противоречие актуального-потенциального,
прошлого-будущего, старого-нового и т.д.); отражение, идеальное
(противоречие оригинала и копии); развертывание предметного
богатства мира (противоречие единого и множественного, целого и
части); развертывание иерархической организации мира
(противоречие низшего и высшего); познание (противоречие субъекта
и объекта); осуществление свободы (противоречие возможного и
реального, одномерного и многомерного) и т.д.
Дуальность природы мира выступает способом существования,
бытия мира. Мир един, целостен по своему содержанию, но
содержание мира существует через множественность полярных форм
выражения этого единства. Эти полярные формы есть атрибутивные
свойства природы мира.
В диалектико-дуалистической концепции мироздания субстанция
одна – это единое содержание, единая природа мира как
завершенного всеохватного целого (холистический мир). Казалось бы
в основу концепции положен принцип монизма. Но, следуя закону
диалектики, этот монизм реализует себя через «своё другое», через
дуализм: принадлежащие субстанции свойства-атрибуты природы мира,
напротив, выступают дуальными, полярными, противоположными
формами выражения единого содержания мира (как дух и материя,
конечное и бесконечное, внутреннее и внешнее и т.д.).
Единство всеохватного целого было бы неизменно, неподвижно,
«мертво», если бы оно не выражалось через «своё другое» -
дуальность полярных форм выражения своего единого содержания в
переходе одной полярности в другую (своё другое), через
разрешение противоречия полярных форм, разворачивающее
всеохватное единое в «живой» процесс: перехода потенциального
(своё другое) – актуальное и, наоборот; конечного в бесконечное
и, наоборот; внешнего во внутреннее и, наоборот и т.д. Т.о.,
диалектический дуализм объединяет принцип холизма (и принцип
монизма) природы мира с принципом дуальности форм выражения этого
единства, целостности природы мира (т.е. с принципом полярным
монизму – принципом дуализма). Разрыв диалектического
взаимоотношения принципов монизма и дуализма приводит
антидиалектический «чистый монизм» к абсолютизации одной стороны
взаимоотношения материи и духа: либо материи, либо духа. Попытка
сохранить полярность духа и материи за счет выделения двух
субстанций в природе мира приводит к тому же разрыву
диалектического взаимоотношения принципов монизма и дуализма:
взаимозависимость духа-материи в диалектическом дуализме
подменяется фактической независимостью, параллельностью духа и
материи в антидиалектическом дуализме двух субстанций.
В монизме материализма совершается подмена субстанции
мироздания. На место единого по содержанию мира подставляется
полярное свойсто-атрибут природы мира – его материальность,
имеющая смысл только в оппозиции духу, сознанию. Объявление
материи субстанцией мироздания превращает «своё другое» материи –
дух, сознание в производное свойство материи, односторонне
зависимое от материи-субстанции. Сознание превращается в ничто,
лишенное содержания, поскольку содержание принадлежит субстанции,
т.е. материи. Сознание низводится до копии оригинала (материи),
т.е. сводится к идеальному, или лишенному собственного бытия
заимствованному у материи существованию отраженного содержания.
Материалисты не понимают, что монистическая позиция фактически
приводит к удвоению содержания мира: у материи свое содержание и
у сознания второй экземпляр этого содержания, приобретенный
сознанием в процессе отражения материи. Вот так, критикуя дуализм
за удвоение мира до двух субстанций, монизм на деле сам удваивает
содержание мира (и, т.о., переходит в своё другое – дуализм двух
содержаний мира: объективно-материального и
субъективно-идеального). Аналогично, в объективном идеализме на
место субстанции-мира ставится субстанция-Абсолютная идея, а
объективный мир заимствует у неё свое содержание.
Диалектический дуализм устраняет удвоение монизмом
содержания мира за счет утверждения диалектического отношения
между духом и материей, представляющими собой полярные формы
выражения одного содержания мира-субстанции. Ни дух (сознание),
ни материя не заимствуют друг у друга содержания, ибо оба они
выражают одно единственное содержание, принадлежащее субстанции –
миру.
В монизме отношения противоположностей в полярных парах
неравноправные, о чем свидетельствует так называемый «основной
вопрос философии». Для монизма иначе и быть не может, ведь
субстанция-мир подменяется одной из сторон полярной пары
дух-материя. Такая позиция монизма проистекает из стремления
устранить дуальность из природы мира. Но эта попытка устранения
дуальности (мир не есть дух-материя, низшее-высшее,
внешнее-внутреннее и т.д., а есть материя – в материализме, или
Абсолютная идея – в идеализме) приводит к разрушению
диалектического отношения полярных сторон в противоречии духа и
материи, сводит одну сторону противоречия к другой в
одностороннем антидиалектическом порядке. Материя и дух при
диалектическом подходе взаимно порождают друг друга, взаимно
переходят друг в друга, меняются местами, сохраняя при этом
отношение полярности (т.е. не сливаясь, не поглощая друг друга).
Материя и дух (как и прочие полярности) полярны, противоположны
по отношению друг к другу по своим формам выражения единого
содержания мира и едины по содержанию мира, которое они выражают
в этих полярных формах.
Наглядное выражение этого диалектического отношения полярных
сторон единой субстанции – это «две стороны одной медали».
Сколько ни верти медаль стороны будут переходить в «свое другое»,
меняться местами (то спереди, то сзади), сохраняя свое отношение
полярности, несливаемости, несводимости к односторонней
первичности одной и вторичности другой, и невозможности подмены
одной стороной всего целого (медали).
Строго говоря, односторонность монизма в материализме и
идеализме, проистекающая из абсолютизации принципа монизма, не
означает, что позиция монизма исключается диалектикой. На самом
деле в диалектическом взаимоотношении сторон позиция монизма есть
один момент, одна полярная сторона, противостоящая моменту,
позиции дуализма. Как требуют правила диалектики, взаимоотношение
полярных сторон образует противоречие взаимного исключения,
отрицания и тождества, единства. Момент монизма в диалектическом
противоречии выражает отношение тождества, единства природы
полярных сторон противоречия. Момент дуальности (позиция
дуализма) в диалектическом противоречии выражает отношение
взаимного исключения, отрицания, несводимости друг к другу
полярных сторон противоречия.
Несоблюдение законов диалектики приводит к искаженному
выражению природы мира в позициях абсолютизированного монизма
(материализм и идеализм) и абсолютизированного дуализма
(декартовская концепция дуализма, разрывающая диалектическое
отношение монизма-дуализма и отрицающая субстанциальное единство
духа и материи посредством утверждения двух независимых
субстанций).
Критика с позиции концепции диалектического дуализма позиции
диалектического материализма по работе «Диалектическая логика»
Э.В. Ильенкова
Комментарии:
Похожие статьи:
07 января 2012, Суббота
Концепция многомирия Хью Эверетта в познании многомерной
01 июля 2012, Воскресенье
Узловые проблемы теории познания
11 февраля 2012, Суббота
Мироздание в аспекте его организации и развития
11 февраля 2012, Суббота
Мироздание в аспекте противоречия его организации и развития. Часть вторая
29 марта 2012, Четверг
Мироздание в аспекте противоречия его организации и развития. Часть восьмая
01 августа 2007, Среда
Начальный курс оккультизма
03 января 2012, Вторник
Дух и идеальное